СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Итак, 24 октября истек срок подачи заявок от избирательных объединений на участие в выборах в Государственную Думу, и поезд "Выборы-99" отправился по маршруту с датой прибытия в конечный пункт 19 декабря. По вагонам расселись 32 пассажира. Самые солидные, отягощенные багажом собственной значимости, прибыли на перрон заранее. Уже пройдя процедуру проверки билетов, они могут смело распаковывать свой багаж и заниматься своими агитационными проблемами. Ниже речь пойдет о тех, кто прибежал на вокзал в последнюю минуту и еле вскочил в отходящий поезд. А среди них много любопытных персонажей с интересным багажом.
Например, избирательное объединение под пролетарским названием "Мир. Труд. Май". Стержнем этого блока стало региональное движение "Май" во главе с депутатом законодательного собрания Свердловской области Александром Бурковым. Бурков стал известен после того, как недавно и неожиданно для всех вклинился в битву местных титанов губернатора Эдуарда Росселя и мэра Екатеринбурга Александра Чернецкого. Выборы должны были пройти по традиционному для нынешней России сценарию: "губернатор против столичного мэра". Но кампания Буркова была такой массированной и агрессивно-популистской, что Чернецкий отошел на задний план. Например, лидер "Мая" со своей командой врывался к руководителям предприятий, не платившим зарплату своим сотрудникам, с требованием немедленно погасить долги. Акции Буркова сопровождались таким солидным финансированием, что создали в местных СМИ образ "свердловского Робин Гуда". Бурков вышел во второй тур, только там уступив Росселю.
Слава "свердловского Жириновского" достигла Москвы, и Бурков стал рассматриваться как выгодный политический жених, а ему явно захотелось выйти на федеральный простор. Оглядевшись вокруг, Бурков решил возглавить "Российский социал-демократический союз" (РСДС) во главе с Василием Липицким. Когда-то РСДС создавался в надежде объединить многочисленные социал-демократические организации, но из этой затеи ничего не вышло РСДС сам стал одним из многих на этом поле, влача довольно жалкое существование. Поэтому, когда Бурков решил осчастливить его, проведя для этого съезд РСДС в Екатеринбурге, согласие Липицкого и прочих было гарантировано.
Социал-демократы ожидали продолжения в виде избирательного объединения с долгожданным финансированием. Однако Бурков довольно быстро разочаровался в РСДС, тем более что Липицкий уже в это время работал в аппарате "Отечества". Союз с этой организацией не мог входить в планы Буркова, так как свердловское "Отечество" возглавил Чернецкий, его главный конкурент на недавних выборах.
Политических невест на выданье в Москве хватало, и после непродолжительного осмотра Бурков вроде бы решил остановиться на "Кедре". По крайней мере, в этом были уверены в "Кедре" и сразу предложили Буркову место в своей "тройке". Однако тесные, если не сказать больше, связи "Кедра" с Львом Черным и Борисом Березовским скоро стали широко известны по всей политической Москве. Достигнув ушей Буркова, эта информация приегла еще к одному разочарованию.
Следующий политический роман у Буркова был с партией "Новые левые", имеющей репутацию неформальной левоцентристской тусовки. Однако из-за слишком уж неформального отношения руководителя "Новых левых" Александра Абрамовича к организационно-политическим технологиям и этот роман не привел Буркова к долгожданному венцу.
Бросив очередную политическую невесту, Бурков решился все же вступить в законный брак с другой, результатом чего и стало образование избирательного блока "Мир. Труд. Май". Выбор оказался неожиданным, потому что пал на такие скандально известные в узких кругах организации, как "Родное отечество" и "Славянский собор".
"Славянский собор" во главе со Станиславом Карповым в свое время не пустили даже в "патриотическую коалицию" НПСР Геннадия Зюганова, куда те хотели вступить. До этого в НПСР принимали практически всех желающих, но Карпов и его организация имели уж слишком явный криминальный оттенок. Теперь же лидер "Славянского собора" получил место в общефедеральной части списка.
"Родное отечество", формально возглавляемое Эриком Лобахом, было создано незадолго перед избирательной кампанией оборотистыми комсомольцами из РКСМ. Расчет был на то, что организацию с таким названием обязательно захотят использовать недруги Лужкова в игре против "Отечества" как потенциального двойника. Так что "Родное отечество" изначально делалось на продажу. Лобах пытался пристроить его и к КРО, и в "Единство", но безрезультатно. Впрочем, хотя покупателя на название так и не нашлось, но общероссийский статус организации все же удалось продать, вовремя оказавшись подле Буркова.
В итоге список блока "Мир. Труд. Май" выглядит довольно специфически. Вся первая тройка и две трети общефедеральной части списка представлены жителями Свердловской области. Еще более экстравагантно составлены региональные зоны, где только шесть регионов отданы на откуп комсомольцам из "Родного отечества". Все прочие области, от Калининграда и Карелии до Магадана и Камчатки, заняты екатеринбуржцами.
Так что "Мир.Труд. Май" в случае успеха грозит создать в будущей Думе целую "свердловскую" фракцию, примеров чему еще не было в постсоветской истории.
Из прочих неофитов этих выборов можно отметить блок под громким названием "Всероссийская политическая партия народа". Его первую тройку составили председатель партии Анзори Аксентьев-Кикалишвили, мать известных братьев-хоккеистов Татьяна Буре и детский композитор Владимир Шаинский.
Лидер блока только недавно стал Аксентьевым. В качестве Кикалишвили он был известен близким знакомством с покойными братьями Квантришвили, о которых говорили как о криминальных "авторитетах". Совместно со звездой НХЛ Павлом Буре Анзори создал движение "XXI век", как теперь понятно, с действительно дальним прицелом. Судя по всему, Павел Буре в Думу баллотироваться не захотел, делегировав вместо себя маму.
В списке блока в большом количестве присутствуют три организации, входящие в "Отечество" Ассоциация офицеров морского флота РФ, Ассоциация работников правоохранительных органов РФ и "Деловые женщины России", причем лидер последней Наталья Костина до недавнего времени занималась в московской мэрии связями с общественностью. Кроме них, в списке есть даже сотрудники аппарата "Отечества", что выглядит вообще парадоксальным.
Остается гадать: либо вольнодумство в "Отечестве" достигло столь внушительных пределов что все же вряд ли; либо мы имеем дело с неким политическим "отстойником" "Отечества", созданным, чтобы ублажить хороших людей.
Среди "вскочивших в последний вагон" стоит упомянуть "Консервативное движение России", созданное на базе маргинальной Консервативной партии России Льва Убожко, скандально известного политического персонажа. Список одномандатников от этого блока насчитывает два (!) кандидата самого Убожко и руководителя "благотворительного фонда помощи социально незащищенным гражданам" "Участие" Сергей Михайлова.
Странно только, что Михайлов, от перечисления титула которого хочется проронить скупую мужскую слезу, баллотируется не в Москве, где он живет и "помогает гражданам", а в далеком Таганроге. Разгадка в том, что этот гражданин более известен как лидер "солнцевской группировки" Михась, которого недавно чуть было не посадили в Швейцарии. В компании с Убожко он оказался после того, как был снят с регистрации список ЛДПР, в котором он прежде значился.
Теперь понятно, откуда у Убожко вдруг отыскались средства на самостоятельную избирательную кампанию.
Кстати, два одномандатных кандидата от блока это еще не предел. Еще один никому неизвестный блок "За Веру и Отечество" подал список из одного (!) кандидата, что свидетельствует о трезвой, достойной самооценке своих возможностей.
Впрочем, до выборов еще далеко. Впереди регистрация блоков.
Возвращаясь к нашей аналогии, пассажиры расселись, поезд тронулся, но билеты в купе пока не проверяли. Скоро начнется проверка, а там "зайцев" строгие контролеры могут и высадить.
А "зайцы", судя по всему, будут.
ИГОРЬ МУСАХАНОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4290, 28 октября 1999 г.
|
|