РОССИЯ СЕГОДНЯ

 

ИНОРОДЦЫ

Современное житие мордовских фермеров

В густонаселенном и черноземном Шемышейском районе, что почти рядом с Пензой, всего восемь русских деревень. Oдна (Усть-Уза) татарская; в остальных трех десятках сел, включая и сам райцентр, обитает мордва (в большинстве это представители этнической группы эрзя, в некоторых селах мокша).

Раскопки, проведенные археологами Саратовского университета близ деревень Армиево, Наскафтым, Янго-Пря, Старая Яксарка и Каргалейка, показали, что финно-угорские племена начали селиться в этом дремучем лесном крае в самом начале нашей эры. Mестные жители любят лес и сегодня: избы и дворы здесь вписаны в прогалы между вековыми деревьями.

История большинства окрестных сел и деревень надежно документирована с XVII-XVIII веков, когда мордовское население Шемышейки и ее окрестностей было обращено в православие.

Шемышейка основана в 1700 г. и до преобразования в 1980 г. в поселок городского типа считалась селом. Название вероятнее всего происходит от мордовского "чемынь-шей" ржавая осока. Либо от имени разбойничавшего здесь атамана Шемыш-шайки. Хотя первая версия правдоподобнее, не стоит полностью отбрасывать и вторую: в густых сосновых лесах вплоть до конца ХVIII века скрывались и пошаливали беглые.

К 1717 г. относится последний набег кочевников на мордву. Он был жестоким: жителей многих сел и деревень степняки угнали из-под Пензы на Кубань в рабство. Части обитателей Захаркина и Славкина удалось через несколько лет вернуться домой. Через полвека, в 1798 г., их потомки обратились с иском в уездный суд так возникло громкое "Дело мордвы сел Захаркина и Славкина о земле". И безземельные инородцы пусть и не сразу выиграли процесс: им удалось отыскать давний положительный ответ из царской канцелярии на челобитную "Пензенского уезда мордовских мурз", где бежавшие из плена отцы и деды просили отвести им "порозжую землю за их Великому Государю службу по степи".

Емельян Пугачев долго искал здесь колокол, подаренный селу Екатериной II (царица намеревалась преобразовать Шемышейку в город, но сельское общество не пожелало этого). А местная мордва прятала царский подарок в протоках и плесах реки Уза.

В 1795 г. в Шемышейке числилось 378 душ мужского пола в 101 дворе. Во второй половине ХIХ века в селе, ставшем волостным центром, было более 600 деревянных построек и около 2,6 тыс. жителей. Здесь процветали деревообработка, производство масла и колбас. Жили в Шемышейке и сапожники, шорники, портные, жестянщики, кузнецы, шапошники...

После пожара 1895 г., когда огонь поглотил большую часть жилых домов, церковь, школу и фельдшерский пункт, шемышейские купцы и ремесленники стали возводить себе каменные усадьбы. Они и сегодня украшают центр поселка. Планировка вторых этажей как в крестьянской избе-пятистенке, но с добавлением изолированных комнат. Жилье связывалось крытыми переходами с подсобными помещениями амбары, погреба и лабазы сооружались во дворах отдельно. А на первых этажах за коваными металическими воротами и ставнями располагались лавки и мастерские.

В деревнях жилось значительно труднее. Крестьянский земельный надел в конце прошлого века составлял здесь не более 0,5-0,7 га на душу мужского населения. Выручало только природное трудолюбие. Едва завершив уборочную, крестьяне принимались за витье канатов и веревок, делали древесный уголь, гнали смолу из корней сосны и деготь из бересты, портняжили, сапожничали, валяли валенки. Шли на отхожий промысел в Шемышейку там на поденные работы набирали людей два дегтярных завода, три маслобойки и несколько лесопромышленных заведений... Здешние жители, сами малограмотные и жившие тяжелым трудом, хотели иметь грамотных детей школы в большинстве сел существуют с середины 80-х годов прошлого века. Первое время дети обычно занимались в простой крестьянской избе, потом для школ стали возводить специальные здания.

Шемышейский купец Алексей Савин в 1909 г. организовал и возглавил кредитное товарищество, выдававшее крестьянам ссуды на строительство и покупку скота. Он выстроил общественную водяную мельницу и открыл народный дом в 1914 году...

Все войны уходящего века коснулись шемышейцев. 20 местных жителей в гражданскую воевали в 20-й Чапаевской дивизии... 6550 человек в годы Великой Отечественной войны находились на фронте, 3470 из них полегли на полях сражений. Двое (А.Т.Бодров и В.С.Агеев) стали Героями Советского Союза, четверо полными кавалерами орденов Славы. Есть дослужившиеся до генералов. Есть сложившие головы в Афганистане, в Грозном, в других "горячих точках", включая Дагестан и новый поход в Чечню...

История здешних колхозов восходит к 1928 году. В большом селе Каргалейка, например, 12 крестьянских хозяйств если и не вполне добровольно, то и без особого принуждения объединились тогда в товарищество по обработке земли (ТОЗ) "Валдо чи" ("Светлый день"). Уже через год ТОЗ преобразовали в колхоз "Од веле" ("Новая деревня"), куда влились 64 двора. Хозяйство имело пять плугов, десяток деревянных борон, шесть сох, одну конную молотилку, две сеялки, жатку-самоскидку. Были в том колхозе и коневодческая ферма с 15 лошадьми, размещавшимися в глиноплетеной конюшне, и 15 дойных коров.

А в 1930 г., когда пошла сплошная коллективизация, Каргалейку объединили в едином колхозе имени Жданова с близлежащими деревнями Барятино, Пестровкой и Верхозимом... В конце 70-х колхоз имел 5800 га пахотной земли, 44 трактора, 18 комбайнов, 21 автомобиль. В шести коровниках содержалось 1900 голов крупного рогатого скота, в четырех овчарнях 4000 овец. Несмотря на техническую оснащенность и вооруженность, хозяйство было дотационным, и средний месячный заработок колхозников составлял всего 91 рубль. Всего же в районе на 91 715 га сельхозугодий было 16 таких же колхозов и совхозов.

Во второй половине 80-х колхоз имени Жданова стал называться "Россия"... В 1992 г. на его месте возник сельский производственный кооператив (СПК) "Мир"; но в обиходе его по-прежнему зовут колхозом. Восемь селян в тот год пожелали стать фермерами и получили каждый свой земельный пай. Стать подлинными хозяевами, рассказывает глава Каргалейской сельской администрации Владимир Федоров, удалось только двоим Ивану Карязову и Лидии Кудаковой. Остальные не выдержали испытаний: надежды на государственные кредиты и благосклонное внимание властей рухнули. Некоторые из неудачников пошли к Ивану Карязову в работники...

Лидия Николаевна Кудакова занята в основном тепличным овощеводством и выращиванием свиней. Еще она держит в селе магазин, продуктами и товарами расплачивается за молоко, закупаемое у односельчан. Крестьяне сдают ей удои гораздо охотнее, чем на молокозавод: она рассчитывается сразу, завод же никому ничего не платит который уже месяц...

А Иван Петрович Карязов землепашец; у него 160 га плодородной земли, где фермер высевает подсолнечник, рожь, пшеницу, ячмень и просо. Он не собственник всей обрабатываемой земли большая ее часть принадлежит его шести работникам. Фермер расплачивается с рабочими деньгами и частью получаемого урожая. Прошлой осенью, например, каждому досталось по целому бункеру проса прямо из-под комбайна... Карязов и сам признаёт, что платит своим работникам не так уж густо. Но у одного из карязовских трактористов я выведал, что его зарплата ощутимо больше, чем получают механизаторы в СПК "Мир" или в других хозяйствах района. Особенно важно, что фермер регулярно рассчитывается с селянами. [На снимке: Фермер Иван Карязов и глава администрации села Каргалейка Владимир Федоров.]

Я бы рад платить людям больше, но почти все, что зарабатываю, сетует Иван Петрович, уходит на горючее... Наши крестьяне и фермеры сегодня в состоянии выкладывать за литр бензина не больше двух рублей... Считайте сами: за тонну пшеницы (обязательно с нормальной клейковиной!) мне дают 2100 рублей, максимум 2200... Два года подряд засуха... А трактор Т-75 по весне стоил уже 170-190 тысяч. 60 тонн пшеницы нужно вырастить, собрать, обмолотить и самому вывезти на элеватор, чтобы купить хотя бы колесную "Беларусь". А комбайн стоил весной не меньше 400 тысяч!.. Я теперь о новой сельхозтехнике и не мечтаю для старой горючего не хватает.

За годы фермерства Карязову все-таки удалось купить два новых трактора: гусеничный и колесный. Залог успеха фермер видит в частной собственности на землю и кровной заинтересованности в результатах своего труда.

Будь хозяйство коллективным, подчеркивает Иван Карязов, совсем бы ничего не удалось. Хотя в СПК кое в чем пока заметно легче. Там остались и помещения, и техники много, но она тоже изрядно изношена.

У Карязова вся техника на ходу гусеничные тракторы при мне вспахивали паровое поле, комбайн убирал ячмень. "Иван технику знает, любит и понимает", говорят о Карязове односельчане. Встретить карязовский комбайн можно и на колхозном поле фермер не отказывает СПК в выручке.

Не менее 30 га Карязов ежегодно отводит под подсолнечник, который приносит ему основной доход: в бывшем помещении сельской столовой Иван Петрович разместил установку по производству растительного масла.

Переработка подсолнечника производство безотходное. Масло (оно у Карязова, судя по тонкому аромату, вкусное) фермер по предварительным заявкам сдает представителям пензенских и шемышейских магазинов. Наведываются к Карязову и заготовители из города Тольятти... Жмых разбирают комбикормовые заводы.

Когда Карязов демонстрирует давильный пресс и устройства для лущения, транспортировки и нагрева семян подсолнечника, по всему видно, что дело, взваленное на плечи, ему по душе. Хотя успех дается очень трудно, фермер отступать не собирается. Он шутит:

Фамилия у меня, как у героев Гоголя или Фонвизина, говорит сама за себя. "Каряз" по-мордовски означает "спина"... Вот и горбачусь всю жизнь... Но не сдаюсь.

Я верю ему. Верю в будущее Шемышейки. Неспроста же губернская газета "Ведомости" в конце прошлого века так писала о здешних людях: "Шемышейская мордва народ трудолюбивый, работы ими исполняются трудные; миролюбие отличительная черта их характера". Все это истинная правда...

ВИКТОР КУЗНЕЦОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4290, 28 октября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....