МИР ИСКУССТВА

 

Сумерки полубогов

Фильм Александра Сокурова "Молох"

На фестивале в Канне фильм Александра Сокурова "Молох" получил премию за лучший киносценарий (автор Юрий Арабов).

Сообщая кому-нибудь, что это за фильм, можно сказать так: это "Один день из жизни Адольфа Алоизовича" (Гитлера), а точнее, Евы Браун.

...В горах, на самом верху скалы, стоит мрачный полузамок-полусклеп приличных размеров. Фильм начинается так: по перилам метровой ширины идет обнаженная женская фигурка с характерным сложением 30-х годов. Это сожительница Адольфа Гитлера Ева Браун. Мутные, аквариумные цвета, свет более чем рассеянный, сумеречный.

Такой свет остается весь фильм. Герои сидят в гостиной, ходят по замку, иногда почти сливаясь со стенами, внутри иногда декорированными, а чаще вытесанными из аршинных камней с белыми швами.

Похоже, обязательным лево-истерически-саркастическим ноткам в показе одной из самых мрачных фигур ХХ века приходит конец. А то как было раньше, начиная примерно с фильма "Падение Берлина" и кончая его двойником "Освобождением" (это в псевдохудожественном кинематографе; а что до документального, то тон задал пошлейший "Обыкновенный фашизм" М.Ромма): глядите, мол, какой отталкивающий тип, какой взбалмошный фюрер, придурок. Как будто личные особенности поведения Гитлера могут что-то объяснить в той страшной мясорубке, которую он затеял. Эдак и Черчилля можно представить подобным образом, а Сталин выйдет у нас полным симпатягой: скромен, неречист, улыбчив.

Остается, однако, разгадать секрет тотальной популярности Адольфа Гитлера среди немецкого населения. Ведь не только же от воздевания рук перед микрофоном и алчных выкрикиваний рождается популярность.

Современники отмечали у Гитлера (да и у Сталина) совершенно выдающуюся способность к гипнотизированию собеседников, а также толпы.

Ну а без толпы? Что представлял собой этот человек? Как себя вел среди домашних? Имеются многочисленные свидетельства о повседневной жизни Гитлера; их и использовал автор сценария. Одни и те же фразочки за ужином. Самая известная это когда разливали бульон: "Ну, что, опять будете пить трупный чай?" (так вегетарианец Адольф Гитлер именовал бульон).

Итак, в замок на сутки приезжает Гитлер со своими соратниками Мартином Борманом и Йозефом Геббельсом (с супругой). Усаживаются, церемонясь, за громадный круглый стол, каждый садится в громадное круглое кресло, с интервалом метра в полтора. И пошли "Застольные разговоры Гитлера" (так называется одна книга, в 90-х годах переведенная на русский язык), переданные в фильме вполне корректно.

Гитлер в майке и трусах, Гитлер, закутанный в полотенце, зрелище, непредставимое для рядового бюргера. Ведь вожди нации были как бы полубоги, всегда в униформе, картузах, портупеях, без своих "фрау". (Первую попытку такого представления Гитлера мы можем найти в живописи, у художников Комара и Меламида: "Гитлер, стригущий ногти на ногах" (на табуреточке сидит фигура в позе "Скорчившегося мальчика" Микеланджело, только одетая).

Отголоски старого издевательски-патетического отношения к фюреру, однако, есть. Их два. Первое это название фильма. Молох до середины ХХ века считалось, что это божество, которому приносят в жертву людей. Потом установили, что вроде бы это сам процесс жертвоприношения. Второй отголосок это когда Ева Браун упоминает при всех об Освенциме. "Какой Освенцим? Где это? О чем она?" волнуется Гитлер. Но соратники живо уводят разговор в сторону. Требование "политической корректности"? Но если так, то приводящее к сомнительному результату: получается, что Гитлер "не знал". Знал, да еще как хорошо знал!

Покидая зал, отсмотрев этот чудный фильм, все же ставишь себе вопрос: а не слишком ли переборщили светопостановщики? Как сумеречное свечение этого фильма будет, скажем, выглядеть на плохой видеокопии? Или это средство затянуть зрителя в кинотеатр?

Наконец, об актерской игре. Все актеры хороши. Особенно же актер Леонид Мозговой настоящий фюрер, безусловный и убедительный, похожий на прототип в каждом жесте, спереди, сбоку и со спины.

АНАТОЛИЙ КОПЕЙКИН


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4290, 28 октября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....