МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
27 октября, через несколько дней после добровольной отставки министров экономики Э.Малдейкиса и финансов Й.Ленгинаса, подал в отставку и глава правительства Роландас Паксас. Произошло это накануне подписания договора с американской компанией "Вильямс интернешнл" о приватизации самого крупного хозяйственного объекта страны литовского нефтяного комплекса, в который входят Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, система нефтепроводов и только что сданный в эксплуатацию, сделанный по последнему слову техники Бутингский терминал.
Премьер-министр Паксас, как и два ведущих министра его правительства, подали в отставку, не желая подписывать договор, который, по их мнению, экономически не обоснован и грозит Литве непредсказуемыми последствиями.
Решение отдать национальное достояние в руки частной американской кампании было принято политическим советом правящей в стране партии "Союз отечества". Многие литовские обозреватели называют это решение сугубо политическим, а наиболее национально уязвленные из них поговаривают, что во всем виновато правительство США, которое рассматривает Литву чуть ли не как американский штат: в Литве не только президент американец, но и министр обороны).
Оппозиция в Сейме яростно сопротивлялась беспрецедентному изменению законов, которые должны были легализовать приватизацию такого стратегического объекта зарубежной компанией (концерн дает 10% ВВП и вносит в госбюджет до четверти налогов). Самый "неподъемный" пункт уже готового договора вручить компании "Вильямс" вместе с договором 1,4 млрд. литов (около 350 млн. долл.) для наращивания "оборотных средств". Сумма для такой небольшой страны, как Литва, неподъемная, денег едва хватает на покрытие самых жизненно необходимых социальных программ...
Во всей этой истории есть по крайней мере три необъяснимые вещи. Во-первых, в нарушение своих же программных обещаний, консерваторы (в то время правительство Г.Вагнорюса) не объявили конкурса на покупку этого гигантского нефтяного комплекса (хотя желающих поучаствовать в нем было немало). Никто в Литве не знает, откуда взялся "Вильямс" и почему не было никакой борьбы за комплекс между инвесторами (в результате которой могла бы диктовать условия Литва, а не "единственный инвестор").
Во-вторых, не очень согласуется со здравым смыслом ситуация, когда "генеральный инвестор", не вложив пока ни доллара, требует от Литвы, кроме прав собственности на нефтяной комплекс, еще и крупную сумму на "раскручивание" пока далеко не процветающего предприятия. А что он предлагает взамен? Свое "имя" и 700 млн. долл. инвестиций на протяжении пяти лет. Ну а если проект рухнет? В таком случае, согласно договору, Литве одной расхлебывать последствия; материальной ответственности за успех проекта "Вильямс" не несет.
Зачем тогда Литве нужен такой инвестор? Этот вопрос наибольшая загадка, над которой ломают сегодня в Литве головы известные политики и простые граждане. Самого договора никто не видел (даже депутаты Сейма), он считается "коммерческой тайной".
В-третьих, не менее странным кажется отказ "генерального инвестора" гарантировать поставки нефти на нефтеперерабатывающий завод. Этим должна заниматься Литва. До сих пор она заключала краткосрочные договоры на поставку нефти с российскими компаниями.
Сырья на Мажейкяйском заводе осталось на одну неделю...
Многое становится понятным, если рассмотреть вопрос с геополитической точки зрения. В.Ландсбергис, председатель "Союза отечества" и председатель Сейма, в последние недели неоднократно заявлял, что приход американцев на литовскую землю гарантирует Литве независимость, а если нефтяной комплекс достанется русским, Литва на века станет заложницей восточного соседа.
Между тем о своем желании участвовать в приватизации литовского нефтекомплекса неоднократно заявляла самая крупная российская нефтяная компания "ЛУКойл". Для нее это стало бы прекрасным "окном на Запад". Не имея возможности бороться за контрольный пакет акций (конкурс, как было сказано, не объявлялся), руководство "ЛУКойла" делало все, чтобы литовское правительство разрешило ему получить хотя бы треть акций и гарантировало участие в руководстве комплексом "наряду с основным инвестором". Однако литовское руковдство не обратило никакого внимания на интересы "ЛУКойла". Тогда накануне принятия поправок к закону, позволяющих "Вильямсу" стать полноправным хозяином нефтекомплекса, "ЛУКойл" напомнил Литве, на чьем собственно сырье она живет: поставки нефти Мажейкяйскому нефтеперерабатывающему заводу были прекращены. Одновременно был освобожден от должности директор Мяжейкяйского завода, поддерживавший сотрудничество с "ЛУКойлом".
Как недавно заявил представитель российской нефтекомпании в Литве, "ЛУКойл" в настоящее время думает об уходе отсюда. Если какие-то поставки нефти и будут возможны, то только по самым высоким мировым ценам: льготный режим торговли с Литвой отменяется, нефть будет продаваться без скидок. В этом случае Мажейкяйский завод будет выпускать бензин по ценам, недоступным покупателю.
Литовские консерваторы, однако, успокаивают себя и всех тем, что в Литву придут другие компании из России конечно, в качестве поставщиков сырья, не более того. Одна из них, вторая по величине, ЮКОС, уже заявила, что готова подписать договор на поставку Литве большой партии нефти, и изъявила желание получить 10% акций. Да только после вступления в права собственника компании "Вильямс" этот вопрос уже будет решаться за океаном...
29 октября президент В.Адамкус предложил парламенту утвердить на пост премьер-министра первого заместителя председателя Сейма, одного из руководителей правящего "Союза отечества" А.Кубилюса. В тот же день состоялось подписание договор с "Вильямсом".
ОЛЕГ ОСИПОВ
Вильнюс
© "Русская мысль", Париж,
N 4291, 04 ноября 1999 г.
|
||||
|