МИР ИСКУССТВА

 

Выставка приурочена к двойному юбилею Рерихов, выпавшему на октябрь этого года. 125 лет исполнилось со дня рождения основоположника династии, русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха (1874-1947), оставившего после себя более семи тысяч картин. Исполнилось и 95 лет со дня рождения его сына Святослава Николаевича (1904-1993), по-своему продолжившего творчество отца. Между двумя этими датами, которые широко отмечают многочисленные почитатели художественного наследия и философского учения Рерихов, 120-летие жены Н.К.Рериха Елены Ивановны.

Более 20 лет назад музей Востока организовал в своих стенах мемориальный кабинет Н.К.Рериха. Основу экспозиции положил дар, полученный в 1977 г. от президента музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кемпбелл-Стиббе: в Москву были переданы картины отца и сына Рерихов, архив и библиотека, принадлежавшие Рерихам, произведения искусства Востока из собрания семьи. Открыв в своих залах постоянную экспозицию картин Рерихов, включив изучение их философских трудов в программу своих научных конференций и лекционно-просветительской работы, сотрудники ГМВ долгие годы надеялись превратить это "зерно будущего музея Рериха" в настоящий музей, который стал бы филиалом музея Востока. При кабинете была создана комиссия по культурно-художественному наследию семьи Рерихов, в которую вошли крупные востоковеды, а почетным председателем ее был С.Н.Рерих (кстати, в 1984 г. передавший в распоряжение музея почти 300 своих картин). Здесь же начало свою работу и первое в стране Московское Рериховское общество.

От многочисленных выставок наследия Рерихов, показанных в Москве в прошедшие годы (пожалуй, самой крупной и, с научной точки зрения, полновесной можно назвать юбилейную экспозицию 1984 г. в ГМВ она была развернута в 22 залах музея, переехавшего тогда в новое здание на Суворовском бульваре, на протяжении полутора лет), нынешний показ отличает большая свобода в обращении с материалом. Чтобы разместить 200 работ из фондов музея, организаторы решились на эксперимент: холсты отца и сына Рерихов смело "перемешаны" при развеске, при этом работы раннего периода Рериха-отца соседствуют с гораздо более поздними картинами, принадлежащими кисти его сына. Главное, что "держит" их вместе, общая тематика. Так, отдельный зал посвящен проблеме "Война и мир в творчестве Рерихов": при перекличке тем у двух художников яснее видно их сходство и различие. Дополняют этот диалог выдержки из писем Е.И.Рерих: словно фрагменты мозаики, рассыпаны в витринах ее размышления "О войне, о подвиге, о знамени мира", "О патриотизме и национализме".   [Иллюстрация: Николай Рерих. Могилы в пустыне. Серия "Чингиз-хан". 1930.]

Не случайно выставка названа "Лики Востока" готовя ее, сотрудники музея хотели выделить в творчестве Рерихов именно эту тему: увлеченность философией Востока, прежде всего Индии. По словам О.В.Румянцевой, заведующей сектором наследия Рерихов в ГМВ, здесь "широко показан мир красоты, окружающей человека, и мир космоса, в котором человек живет". В эти взаимопроникающие миры органично входят и природа Гималаев, и древние обычаи, и жизненный уклад, и национальные праздники. Облик человека середины XX столетия, живущего "в мире Гималаев", на портретах кисти Рериха-младшего тоже должен, по замыслу автора, вобрать в себя и отразить облик всей страны.   [Иллюстрация: Святослав Рерих. Гур из Кулу. 1939.]

5-8 октября в ГМВ прошла международная научная конференция под девизом "Наследие Рерихов достояние всего человечества". Так же назывался и доклад, который сделал президент Европейской ассоциации "Мир через культуру" Вилли Аугустат (Австрия). Директор музея Н.Рериха в Нью-Йорке Даниэль Энтин рассказал о современном состоянии музея. Культуролог Ксения Мяло (Москва) представила доклад "Путь Н.К.Рериха и русская православная традиция", а доктор искусствознания Евгений Маточкин (Новосибирск) проанализировал картину "Сокровище Ангелов", год назад выставленную на русские торги аукциона "Сотби". В конференции участвовали представители ГМВ и Русского музея, Институтов всемирной истории и востоковедения РАН, Российского теософского общества и итальянской ассоциации "Знамя мира".

Интерес вызвали сообщения профессора архитектуры Фьоренцы Бертолуцци (Италия) на тему: "Холм Огня. Сотрудники "Живой Этики" в сердце Италии" и А.А.Юферовой (Москва, РАХ) "Агни Йога в творчестве писателя-фантаста Ивана Ефремова". Рерих и "русская идея", литературно-художественный синтез в творчестве Н.К.Рериха, его участие в выставках "Мира искусства" и экспедиция в Маньчжурию, пребывание семьи Рерихов в Приладожье и Латвии, судьба рериховских архивов и связанных с ними людей таков неполный перечень вопросов, о которых шла речь на конференции.

Не останавливаясь на подробностях противостояния Государственного музея Востока и созданного два года назад в Москве, на базе Международного Рериховского центра, "общественного" музея Н.К.Рериха, упомянем лишь, что 9 октября, в день рождения Рериха, был открыт памятник Николаю Константиновичу и Елене Ивановне. Установлен этот невнятный по стилистике монумент во дворе Рериховского центра. Сотрудники ГМВ сожалеют, что была нарушена воля Святослава Николаевича Рериха, передавшего прах своих родителей в Москву в надежде, что он будет захоронен в родной земле по православному обряду. Капсулы с прахом Рерихов были помещены в специальные ниши, вырезанные в бронзовом постаменте памятника, и теперь хранятся в возмутившем многих "колумбарии" непосредственно во дворе музея, носящего имя художника.

ЕЛЕНА ШИРОЯН


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4291, 04 ноября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....