МИР ИСКУССТВА

 

САЛОН

Живопись Жана Беро

В конце сентября в музее "Карнавале" в Париже открылась первая большая персональная выставка Жана Беро, художника в большей степени известного историкам искусства и историкам культуры Франции периода Belle Epoque, чем широкой публике. До настоящего момента его работы появлялись только на выставках, посвященных Парижу и художникам рубежа веков, так как сюжет большинства его картин жизнь Парижа: городских парков, улиц, салонов. Несмотря на то, что в конце ХIХ начале ХХ века уже существовала фотография и сохранилось немало снимков этого времени с изображением городских пейзажей и жанровых сценок, работы Жана Беро не теряют своей ценности, так как интересны не только историческими подробностями, но и собственно художественными качествами.

Жан Беро впервые выставил свои картины на весеннем Салоне в Париже в 1873 году. К этому времени ему было 24. До 1935 г., года его смерти, темы его работ абсолютно не изменились: прогулки по Парижу; светская жизнь. На всех картинах Беро Париж рубежа веков, Париж "прекрасной эпохи": светские дамы в роскошных туалетах, спешащие куда-то хорошенькие модистки, джентльмены, спящие в креслах модных клубов. В статье в "Фигаро" от 8 октября 1935 г., вышедшей через несколько дней после смерти Жана Беро, его называют "художником утраченного времени".   [Иллюстрация: Кафе на берегу моря.]

Что касается художественных качеств его полотен, то наиболее интересное в стиле Беро это полное отсутствие индивидуальной манеры. Работы 70-80-х годов написаны в основном в реалистческой манере, чаще всего это городские пейзажи: зимний серый день, темные фигуры прохожих, мокрая от дождя мостовая, в которой отражаются дома и люди, например "Возвращение с похорон" (1876) или "Воскресенье у церкви Сен-Филипп-дю-Руль" (1877). В конце 80-х в пейзажах Беро становится заметным влияние импрессионистов смелый мазок, эскизность, нет проработки деталей. Но в импрессионистической манере написанны только тротуары и мостовые, все остальное: дома, экипажи, человеческие фигуры Беро пишет в своей прежней, реалистической манере, оставаясь внимательным к мелким деталям. Таких работ доволЬно много, например, "Выход буржуа" (1889). Странное и несколько компромисное решение совместить в пространстве одной картины два совершенно разных стиля. Возможно, Беро боялся потерять своих заказчиков, большинство которых не были большими поклонниками импрессионистов и не одобрили бы радикального изменения его стиля. В 90-е годы Беро еще больше отходит от реализма, но не находит своего стиля. Его картины напоминают то работы Гюстава Моро (например, "Нападение", 1896), то Пьера Пюви де Шаванна ("Под шум воды", 1894), то Огюста Ренуара ("Секрет", 90-е годы). Есть несколько картин, своей декоративностью и вниманием к линии близких к стилю "модерн", например, "Кафе на берегу моря" (начало 1900-х). Все последующие работы Жана Беро также напоминают работы то одного, то другого художника, близки то к символизму, то к импрессионизму, то к модерну. Но это, пожалуй, и есть основное достоинство Беро. Его стиль смешение всех стилей, эклектика, свойственная вообще культуре рубежа веков. В большей степени эклектика характерна для архитектуры конца ХIХ века, живописцев же, работавших в этой манере, не так много, и Беро один из самых интересных среди них, так как он был абсолютно стилистически "всеяден ". Он допускал любые течения и направления. Заимствование чужого стиля становится основой его собственного. При этом он почти всегда сохраняет свойственную его ранним работам проработку мелких деталей, что часто противоречит выбранному им для подражания стилю.

В напоминание о том, что Жан Беро салонный художник и его небольшого размера картины с приятными глазу миловидными девушками и светскими красавицами должны украшать гостиные аристократических домов, стены в выставочных залах музея "Карнавале" затянуты красной тканью, такого же цвета, как обивка кресел модных парижских клубов, изображенных на картинах Беро. Это, пожалуй, верный ход в подаче картин этого мастера.

Выставка открыта до 2 января 2000 года.

ЗИНАИДА ЮРОВСКАЯ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4291, 04 ноября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....