СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Серый полковник
ведет за собой красных генералов?

      Впервые с 1991 г. у многих людей одновременно возникло впечатление, что страна стоит сейчас накануне не просто важных перемен, а перемен, возможно, катастрофических. Вот, например, заглавие статьи водной газете: "Военный переворот" ("Новая газета"), или подзаголовок в другой: "Генералы взяли в "заложники" гражданское лицо Владимира Путина" ("Известия").
      Впервые после поражения в Афганистане военные получили не только признание общества, но и примериваются аналитиками и журналистами на ведущие роли то ли "спасителей отечества", то ли его погубителей. Причем речь идет не об опальных генералах-"миротворцах", выбившихся из колоды (типа Лебедя или Эдуарда Воробьева), а о тех самых, что совсем недавно фигурировали в прессе как герои карательных акций, не умеющие побеждать на поле боя (вроде Владимира Шаманова).
      Доходит до смешного. Автор военного репортажа на НТВ, захлебываясь от восторга, рассказывает, что генерала Шаманова чеченские боевики еще в первую войну прозвали "Шаманом" за его невероятное чувство предвидения. А если бы при том же чувстве предвидения фамилия генерала была Кабанов его бы все равно прозвали "Шаманом"?

Мнение сторонника "партии войны"

В близкой к "Яблоку" "Новой газете", занимающей наиболее последовательную антивоенную позицию, без комментариев опубликовано полосное интервью с политологом Виктором Мишиным, в откровенной форме выражающей точку зрения сторонников чеченской войны как инструмента наведения "порядка" вообще в стране. По непонятной причине это интервью озаглавлено "Киевская Русь и Русский Киев", что создает о нем неверное представление как о материале, посвященном главным образом выборам на Украине. Об украинских выборах там кое-что действительно есть (В.Мишин подрабатывал на них в качестве имиджмейкера). Но главное в этом интервью совсем другое:

      "Чечня даст появление новых политических "игроков", которых никто не видит и не ждет. ...вокруг Генерального штаба еще в той чеченской войне сформирована сильная команда реальных патриотов России. Это здоровые силы, участие которых может достаточно сильно изменить линейный ход процессов истории, возможно, даже определяющим образом.
      ...Военные... обязательно получат после чеченской войны общественное признание.
      ...взрывы жилых домов в Москве кому это выгодно? Чечне? Они ведь не самоубийцы! Кто-то построил достаточно эффективную систему управления общественным сознанием. Ведь до взрывов кампания в Чечне была просто невозможна... Кто-то подготовил эту войну очень грамотно. Но это определенно не Кремль.
      ...После взрывов невозможно сказать: нельзя воевать. Теперь этот процесс необратим, потому что за военными стоят чьи-то хорошие мозги. Есть новый "игрок" или "игроки" в стране, которые, вероятно, сами и взорвали московские дома.
      ...Те, кто сейчас играет на политической арене, через Чечню либо поставят на кого-то из действующих политиков, либо будут выдвигать своих. Один Шаманов чего стоит! Супергенерал, суперпатриот: второй Еромолов!
      ...наступает защитная реакция общества в виде поддержки того, кто выполняет защитную функцию. Любые жесткие действия военных в отношении наведения порядка большинством будут встречены позитивно".

Непростые сюжеты телевидения

Телеведущий ОРТ (канала полуправительственного, полу-"березовского") Сергей Доренко каждую свою воскресную передачу посвящает "светлым образам" лидерам блока "Отечество Вся Россия" Ю.М.Лужкову и Е.М.Примакову. Не оставил он их своим вниманием и 7 ноября. Однако было на этот раз и нечто новенькое. Встык к апологетическому комментарию о действиях военных в Чечне С.Доренко поставил репортаж из Пакистана. В целом этот репортаж был посвящен Исламскому университету в Исламабаде и чему там учат студентов из России и стран СНГ.

Но начинался репортаж ОРТ с двухминутной характеристики положения в Пакистане после переворота генерала Мушарраба: ни одной жертвы, идеальный порядок на улицах, сокращение преступности при том, что полиции даже и не видно, народ поддерживает, все довольны кроме приспешников свергнутого коррумпированного режима.

Впечатление, что весь длинный разговор о студентах и со студентами ради этого двухминутного зачина. То ли "говорящая голова Березовского" ратует за военный переворот, то ли хитрым способом предупреждает о его вероятности?

А еще С.Доренко восхваляет Путина и именно за то, что он дал возможность военным действовать в Чечне по собственному разумению.

В тот же день, как всегда, были еженедельные "Итоги" Евгения Киселева по НТВ, где Киселев впервые подверг критике не Ельцина, не его администрацию, не "семью", а Путина (а с ним вместе и лидера проправительственного предвыборного блока Сергея Шойгу).

С небольшим перерывом после "Итогов" НТВ прокрутило фильм середины 90-х "Русский рэгтайм". По сюжету фильма некий "человек в штатском" угрозами заставляет молодого главного героя (которому предварительно в милиции отбивают почки), выдать своих друзей и оклеватать "диссидентов", якобы заказавших герою осквернение советского флага с целью улучшить свою репутацию перед западными разведками (а на самом деле друзья главного героя осквернили красный флаг, напившись по случаю праздника 7 ноября).

Фильм как фильм возможно, показан в честь того же праздника, в назидание юношеству: вот как плохо жилось при коммунистах.

Да только "человек в штатском" в "Русском рэгтайме" (актер Владимир Большов) и внешностью, и интонациями один в один премьер-министр Путин.

Новые критики
премьер-полковника Путина

Премьер-министр Путин до недавнего момента практически не подвергался нападкам со стороны действующих политиков. Начатую им вторую чеченскую войну поддерживают и коммунисты, и Чубайс, и Гайдар, а лидеры "Яблока" критикуют с большой осторожностью (бескомпромиссно против войны две-три газеты да еще Валерия Новодворская и Константин Боровой). Да и те, кто не согласен с переходом к полномасштабным военным действиям, премьер-министра старались не задевать. Например, цитированные выше "Известия" исходят из того, что Путин премьер "гражданский" и все правильно понимает, это военные перегнули палку до такой степени, что взяли премьера в "заложники".

Но логика политического противостояния между двумя крыльями расколовшейся "партии власти", вывела наконец под удар и Путина. В интервью "Московскому комсомольцу" Юрий Лужков на прошлой неделе бросил Путину обвинение в том, что тот служит Березовскому. С точки зрения московского мэра, это самое страшное обвинение, потому что Березовский это "сатана и дьявол, которым все злобные силы испытывают Россию" ("Известия", 16 окт.).

А теперь Путин на Лужкова "производит очень странное впечатление... Вроде бы он формально независим от Березовского, но мне кажется, тут много условностей" ("МК", 5 ноября).

Поскольку главный (собственно, единственный) козырь, с которым Путин вошел в политику, это война, то лидер ОВР вынужден именно по этому вопросу сформулировать собственную, отличающуюся позицию даром что еще совсем недавно никаких отличий не наблюдалось.

Вот сегодняшняя точка зрения Лужкова:

"Нет, я не одобряю бомбардировки по площадям. Ведь это же россияне. ...Лишения, голод и холод переживают не бандиты, у них-то как раз все в порядке".

Надо "установить так называемый "санитарный" кордон вокруг Чечни. ...усилить контроль за адмистративной границей.., взять под свой контроль границу с Грузией. ...занять левый берег Терека, вытеснить оттуда бандитов и взять эти территории под контроль силовиков. Запретить бесконтрольное использование воздушного пространства. Наносить точечные удары по строго выявленным местам концентрации бандформирований. Но не по площадям".

Поскольку Путин ведет политику "предвыборной войны", его оппонентам остается только "предвыборный мир". Но ура-патриотический электорат Лужкову тоже терять не хочется, и мэр уточняет насчет заключенного Лебедем Хасавюртовского мира:
      "Это был позор, это была капитуляция перед бандитами, за которую теперь расплачиваются мирные граждане".

Союзники Путина

Правда ли, что полковник ФСБ Путин слуга "сатаны и диавола" Березовского (по Лужкову) или же он независимый политик, не так уж и важно. Существеннее то, что он заодно с генералами. Согласно одной из многочисленных версий неожиданного возвращения Ельцина из отпуска, причиной было то, что генералы во главе с начальником генерального штаба Квашниным, узнав о будто бы предстоящей отставке премьер-министра и о планах президентской администрации начать переговоры о мирном урегулировании с Масхадовым, будто бы потребовали ни того, ни другого не делать. И пригрозили своей коллективной отставкой. И якобы потребовали отставки недостаточно воинственного министра обороны Игоря Сергеева.

Кроме Квашнина, в этом контексте называют фамилии генералов Манилова, Заварзина, Балуевского, Казанцева, Трошева и Шаманова.

Может быть, никакого ультиматума военных и не было (вне зависимости от того, что Квашнин и Сергеев совместно опровергли эти слухи). Но сейчас, если Ельцин вдруг и захочет отставить Путина, он будет вынужден учитывать возможную реакцию генералов вплоть до военного переворота.

Корреспондент "Новой газеты" Анна Политковская вообще сомневается, что у нас "у власти гражданский президент" и задается вопросом: не произошел ли военный переворот уже?

Президента Ельцина чуть было в мае не отымпичили за то, что его армия вела себя в Чечне как во враждебном государстве, а не как на части территории России. Путин вовсе не террористов "мочит в сортире", а, как и Ельцин в 1995-1996 гг., главным образом сам терроризирует мирное население. В этом смысле никакой разницы по сравнению с первой чеченской войной нет.

Совет Федерации, как и в декабре 1994 г., чрезвычайного положения на Северном Кавказе не объявлял (что хоть формально сделало бы применение армии конституционно оправданным). Власть военной администрации, контрольно-пропускные пункты (КПП), крепостное право, которое введено для российских граждан, убегающих от Чечни, все это полностью противозаконно. Но гражданские власти всего этого не оспаривают.

Соратник генерала Шаманова Анатолий Хрулев, комендант печально знаменитого КПП "Кавказ" ("откровенный человеконенавистник", по характеристике А.Политковской), определяет свою задачу так: "Я не дам им (чеченцам и ингушам. А.Политковская) размножаться".

Если вояки типа Хрулева придут к власти в федеральном масштабе, они не только чеченцам и ингушам "не дадут размножаться".

ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4292, 11 ноября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....