ВЗГЛЯД С ЗАПАДА

 

Может ли чинимое насилие
послужить чьей-либо "популярности"?

      Несомненно, только вера может помочь пережить тот ужас, который разыгрывается сейчас у нас на глазах в Чечне и где Россия совершает очередную роковую для себя ошибку. Роковая она в полном смысле этого слова. Вряд ли эта проливаемая кровь послужит сплочению народа она лишь чудовищный суррогат той "национальной идеи", о которой столько говорили и писали в последние годы.

      Сколько бы ни старались дипломаты и министерства иностранных дел всего мира (это с давних пор уже их постоянная задача) все загладить и о многом умолчать, все же образ новой России, свободной и честной, запятнан происходящим и перед мировой общественностью, и (это главное) перед собственной совестью.

      Неужели популярность в наши дни может строиться на успешном насилии и разделяет ли эту точку зрения (как сообщают нам со всех сторон самые разные СМИ, свои и чужие) большинство российского населения? Тут действительно можно и надо задать вопрос о суде над коммунизмом вопросе, так громко звучащем сейчас в Италии. (Понятно, почему именно там страна балансирует на краю коммунистического болота). Но при этом не затрагивается главный вопрос о том калечении сознания и разума, которое оставляет за собой коммунизм (иначе откуда эти пресловутые идеи о "популярности", строящейся на насилии и жестокости?).

      Еще одна сторона этого тяжкого и чреватого множеством опасностей периода, который переживает Россия, а вместе с ней и весь мир. Тут мы не пересказываем прочитанное или услышанное в западных СМИ, а делаем из всей этой массы сведений и комментариев свои выводы. Нельзя не отметить политического использования злополучной чеченской войны не только во внутриполитических целях (об этом достаточно пишут наши российские корреспонденты), но и со стороны.

      Все происходящее дает давнишним противникам Ельцина замечательный повод наконец сказать: вот, недаром же мы прозвали его "царем Борисом" и обвиняли во всех бедах, пережитых Россией после 1991 года. Обвинения эти сыпались нередко из уст тех же самых людей, которые так восторженно вспоминают о крушении Берлинской стены. Они приписывают всю заслугу освобождения Горбачеву, а Ельцина терпеть не могут за то, что все же именно он положил конец коммунизму в России и даже попробовал сделать это окончательно, хотя на это у него уже как будто не хватило сил.

      Но факт остается фактом: вся западная левая пресса, ненавидящая Ельцина за то, что, по их мнению, он не позволил осуществить очередной эксперимент оживления коммунизма, чтобы сделать его "с человеческим лицом" (или с человеческой маской), посвящает чеченской войне гораздо больше возмущенного внимания, чем пресса правая или правоцентристская, которая колеблется (ибо роль Ельцина в данной ситуации ей не совсем ясна), но не видит ничего преступного в том, чтобы поставить какие то преграды коммунистической экспансии.

      Во-вторых, политика российского правительства, из которого, в общем-то, устранены действительно лояльные по отношению к президенту и враждебные к коммунизму люди, сейчас дает этой антиельцинской части западной общественности серьезные и даже неопровержимые аргументы, чтобы утверждать, что правление Ельцина не имеет ничего общего с демократией и правовым устройством государства, а следовательно, со справедливостью и стабильностью.

К началу обзора ||| Следующая часть

ИРИНА ИЛОВАЙСКАЯ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4292, 11 ноября 1999 г.

[ 2 / 7 ]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....