ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

МВФ между политикой и экономикой

Россия до сих пор не получила кредиты, запланированные на 1999 год

Ноябрь месяц, который, по всем признакам, должен стать решающим в переговорах о судьбе кредитов, обещанных России. На прошлой неделе Москву посетил глава 2-го европейского департамента Международного валютного фонда Джон Одлинг-Сми, а сейчас в российской столице работает миссия фонда во главе с Жераром Беланже. Задача эмиссаров сформировать позицию МВФ по вопросу о возобновлении кредитования России после двухмесячного перерыва, вызванного преимущественно политическими причинами.

Решающим фактором в позиции фонда, вероятно, вновь станет "большая политика". Дилемма, стоящая перед Западом, носит неоднозначный характер: поддержать Россию финансово, закрывая глаза на войну в Чечне, растущую милитаризацию экономики, высокую криминализацию правящего режима, или отказать в деньгах и тем самым косвенно помочь противникам президента Ельцина на заключительном этапе парламентских выборов в России.

Чеченский камень преткновения

Отсутствие иностранных кредитов, запланированных к получению на 1999 г., сегодня один из факторов кризиса государственных финансов России. Уже в декабре необходимо выплатить МВФ 800 млн. долл. в счет погашения прежнего долга. Банк России, на который возложена обязанность выплачивать внешний долг, вынужден приобретать валюту на внутреннем рынке за эмиссионные рубли, что увеличивает объем денежной массы и усиливает давление на национальную валюту. Рубль подешевел еще на 19 коп., достигнув на прошлой неделе уровня 26,24 руб. за доллар. На этом фоне внимание, которое уделяется диалогу с международными финансовыми организациями, вполне понятно.

Правительству есть, чем козырнуть перед МВФ: это и превышение бюджетных доходов над запланированными показателями, и принципиальное согласие с выведением средств росзагранбанков из состава золотовалютных резервов Банка России, и добро на более жесткий аудит деятельности ЦБР и Сбербанка РФ, и согласие "Газпрома" на выделение сетей транспорта газа в коммерческую компанию, отделенную от газодобычи. Основной козырь правительства текущая ситуация с исполнением бюджета, которая представляется исполнительной властью одной из лучших за последние несколько лет. Как заявил 4 ноября министр финансов Михаил Касьянов, доходная часть бюджета за первые девять месяцев текущего года перевыполнена на 21 млрд. руб. Почти достигнута требуемая МВФ цифра первичного профицита: вместо 2% Россия вышла на 1,9%.

Но преобладают пока отрицательные моменты. Так, проект бюджета на 2000 г., принятый Думой во втором чтении, нереалистичен; не подготовлено техническое задание по аудиту Сбербанка; правительство вновь демонстрирует стремление усилить участие государства в инвестиционной деятельности; не решен важный для МВФ вопрос либерализации рынка нефтепродуктов. Избежать увеличения расходов бюджета не удается как из-за приближения думских выборов, так и из-за войны в Чечне. Последняя, кстати, рассматривается кредиторами не просто как дополнительная статья расходов, нарушающая необходимые параметры бюджетного профицита. США, основной акционер фонда, с опасением следят за событиями на Северном Кавказе и рассчитывают использовать возможности МВФ для политического давления на Россию в этом вопросе.

В пристальном внимании западных стран к чеченской проблеме глава российского правительства Владимир Путин смог лично убедиться во время визита в Осло 2 ноября. Тот факт, что после возращения Путина из Норвегии продвижение войск вглубь чеченской территории было временно приостановлено, свидетельствует о том, что правительство вынуждено учитывать мнение Запада о желательности перехода к политическому пути решения чеченской проблемы. Но и возможности отступления у российской верхушки ограничены. Рост рейтинга премьера "намертво" связан с исходом военной операции. Таким образом, если альтернатива: кредиты МВФ или продолжение войсковой операции в Чечне станет жесткой, Путин склонен выбрать продолжение войны. Правда, Путин возглавляет лишь одну, и не самую влиятельную, группировку в президентском окружении, и если вопрос о Чечне как камне преткновения между Россией и Западом встанет всерьез, то не исключено, что президент предпочтет пожертвовать премьером, а не рвать связи с Вашингтоном.

Претензии множатся время истекает

Негативно влияет на позицию МВФ и ход обсуждения бюджета на 2000 г., принятого 5 октября Государственной Думой во втором чтении. Несмотря на то, что во втором чтении идет постатейное утверждение бюджета, которое не должно затрагивать его основных макроэкономических показателей, думцы попытались увеличить расходные статьи за счет дополнительных бюджетных расходов, которые фонд, да и большинство российских экономических аналитиков тоже, считают необеспеченными.

Перераспределение расходов между конкретными статьями, произошедшее на этапе второго чтения, увеличило расходы на аграрный сектор, силовые структуры и промышленность. Раздел "Национальная оборона" был уже доведен до весьма значительной суммы, а социальные расходы повысились на 52% по сравнению с прошлым годом и составили более 120 млрд. руб. МВФ не одобряет милитаризацию российской экономики, рост социальных расходов в ущерб реформе системы социального обеспечения и вложения в реальный сектор, которые грозят превратиться в безвозвратные субсидии.

Проблематично выглядит и перспектива выполнения условий МВФ по либерализации торговли нефтепродуктами. В сентябре правительство ввело запрет на экспорт мазута, поддавшись давлению главы "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, заинтересованного в насыщении мазутом внутреннего рынка и создающего таким образом запас топлива для электростанций на зиму. Но административный запрет экспорта заслуженно рассматривается МВФ и большинством российских нефтяников как сугубо нерыночное поведение.

Против либерализации рынка нефтепродуктов открыто выступает министр топлива и энергетики Виктор Калюжный. По его мнению, существующие запреты и пошлины необходимы для стабилизации внутреннего рынка. Калюжный также настаивает на увеличении экспортных пошлин на газ. В этом вопросе ему противостоит могущественный концерн "Газпром", а либерализации рынка нефтепродуктов добивается первый вице-премьер Виктор Христенко, курирующий финансовый блок правительства и переговоры с МВФ. Христенко, со своей стороны, не исключает очередного повышения экспортных пошлин на нефть. В общем, проблемный блок, связанный с отношениями российского государства и российского ТЭКа, наиболее запутан и противоречив.

Наконец, правительство и Центробанк в недавнем совместном письме МВФ высказали ряд претензий и встречных предложений, расходящихся с мнением фонда. Российская сторона в целом согласилась с предъявленными ей претензиями, но предложила внести некоторые коррективы. Так, вместо ежеквартального аудита ЦБР предлагается ввести мониторинг практики управления валютными резервами банка. Кабинет министров также просит увеличить сроки продажи росзагранбанков и перехода Банка России и коммерческих банков на международные стандарты бухучета. Одновременно затягиваются переговоры правительства со Всемирным банком об очередном транше займа на структурную перестройку экономики SAL-3. Банк ожидает от правительства Путина конкретных мер по реструктуризации банковской системы и повышению налоговых выплат естественных монополий.

Итак, если МВФ будет принимать решение о кредитовании России, исходя только из экономических характеристик, оно, скорее всего, будет отрицательным. Положительное влияние может оказать лишь политический фактор, но и он сегодня весьма сомнителен.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4292, 11 ноября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....