ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

РОССЕЛЬХОЗБАНК:
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?

На базе "СБС-Агро" создается банк для кредитования села

В конце прошедшей недели решилась судьба одного из последних "олигархических" банков "СБС-Агро". После длительной закулисной борьбы в правительстве совет директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) взял "СБС-Агро" под свое управление.

Отстранение хозяев "СБС-Агро"

В отличие от большинства своих собратьев, лишившихся лицензий под давлением МВФ (в их числе МЕНАТЕП, "Онэксим-банк", Межкомбанк и др., а чуть позже и Агропромбанк), "СБС-Агро", лавируя между жизнью и смертью, просуществовал более года. Держаться на плаву банку позволяли главным образом деньги фонда льготного кредитования сельского хозяйства, унаследованные "СБС-Агро" от Агропромбанка в 1996 г. вместе со всей его огромной сетью филиалов. Действительно, в ряде регионов страны, где действовали отделения "СБС-Агро", не было даже отделений Сбербанка, и аграриям в прямом смысле больше негде было получить средства.

"СБС-Агро" был, таким образом, одним из крупнейших кредиторов агропромышленного комплекса, и его быстрое банкротство означало бы возникновение массы проблем с кредитованием сельхозпроизводителей. Аграрное лобби прекрасно понимало это и через свою депутатскую фракцию в Государственной Думе постоянно ставило вопрос о необходимости сохранения "СБС-Агро".

Возможно, банк "СБС-Агро" и был бы сохранен, если бы не внешние обстоятельства. Теперь, когда получение очередного кредита от МВФ (после скандала с Нью-Йоркским банком) отложилось, правительству РФ вновь пришлось пойти навстречу требованиям фонда не поддерживать "просевшие" банки.

Как заявил первый вице-премьер Виктор Христенко, реструктуризация "СБС-Агро" подразумевает создание на его базе Россельхозбанка (при этом в создании Россельхозбанка не будут принимать участия акционеры "СБС-Агро"). Но вся эта "процедура" займет немало времени: для начала, как считает Христенко, "необходимо достичь ясности в оценке активов банка". Здесь действительно есть вопросы. Подобно многим "умершим" банкам, руководители "СБС-Агро" стали создавать сеть т.н. бридж-банков, куда перешла часть клиентуры и куда, как подозревают некоторые эксперты, перешла часть банковских активов.

В ходе реструктуризации "СБС-Агро" правительство предполагает привлекать финансовую инфраструктуру Российского банка развития. При этом Христенко не исключает банкротства "СБС-Агро", если не будет достигнуто мировое соглашение с его основными кредиторами. Общая сумма, которую предполагается выделить на реструктуризацию "СБС-Агро" и создание Россельхозбанка, по словам Христенко, достигает порядка 2 млрд. руб. В основном это будут бюджетные средства, предоставляемые АРКО (в проекте бюджета-2000, который находится на рассмотрении в Государственной Думе, на эти цели предусмотрено выделение 1 млрд. руб.). Кроме того, будут использованы ресурсы налоговых платежей в бюджет, которые "зависли" на счетах нежизнеспособных коммерческих банков. Еще одним источником могут стать долги регионов по возврату средств в фонд льготного кредитования сельского хозяйства и другие межбюджетные механизмы. Правительство также надеется привлечь под собственные гарантии кредиты Европейского банка реконструкции и развития, с которым уже прошли переговоры.

Необходимость изменений

Сегодня большинство экспертов говорит о том, что главную роль в крахе "СБС-Агро" сыграли заимствования, сделанные на международных валютных рынках. Набрав огромные валютные кредиты, банк после того, как курс доллара вырос в четыре раза, оказался просто не в состоянии их обслуживать. Однако свою лепту внесли и кредиты сельскому хозяйству.

В условиях, когда Государственной Думой не принят важнейших Земельный кодекс, крестьяне фактически не имеют возможностей дать какое-либо обеспечение под необходимые кредиты: единственный серьезный залог, земля, выведен из оборота. В результате "СБС-Агро" (и другие банки) вынуждены были кредитовать не крестьян, а местные администрации под их гарантии. Когда же 17 августа прошлого года разразился финансовый кризис, многие регионы просто перестали выполнять свои обязательства.

Раз Земельный кодекс до сих пор не принят, земля быть не только не может объектом купли-продажи, но и не может быть использована в качестве залога. А стало быть, крестьяне вновь лишаются возможности непосредственно получать средства и вновь оказываются в зависимости от чиновников. И, значит, новый Россельхозбанк вновь неминуемо столкнется с проблемой возврата заемных средств. Пример с банком "СБС-Агро", по сути частный, демонстрирует необходимость фундаментальных изменений отношений в сельскохозяйственной отрасли.

АНВАР АМИРОВ


Москва


История одной гибели

Россельхозбанком когда-то назывался и Агропромбанк, лишившийся лицензии в нынешнем году

До 1995 г. Агропромбанк, выдавая до 90% всех своих кредитов предприятиям сельского хозяйства, на деле являлся распределителем правительственных субсидий, замаскированных под кредиты. В результате средства, выданные в начале 90-х, в полном объеме так и не были возвращены. По этой причине в 1994 г. правительство в рамках политики финансовой стабилизации приняло решение прекратить выделение денег агропромышленному комплексу в форме централизованных кредитов Центрального банка. У Агропромбанка к тому моменту имелась, с одной стороны, многомиллиардная задолженность предприятий агропромышленного комплекса по целевым кредитам, а с другой сам банк был должен по этим кредитам ЦБ.

В конце 1994 г. ЦБ для упорядочения собственного баланса начал взыскание долгов по сельскохозяйственным кредитам. В течение нескольких месяцев со счетов Агропромбанка, его территориальных банков и филиалов было списано в общей сложности около 2,5 трлн. неденоминированных рублей. Но самому Агропромбанку, согласно указам президента и правительственному постановлению, было запрещено списывать деньги со счетов заемщиков агропромышленных предприятий.

Такая ситуация ставила Агропромбанк на грань банкротства. Чтобы избежать этого, весной 1995 г. задолженность сельскохозяйственных предприятий была отнесена на внутренний государственный долг и переоформлена в векселя министерства финансов. Агропромышленный сектор получил отсрочку по выплатам долгов на 10 лет. Списание средств со счетов Агропромбанка прекратилось, но к этому моменту для поддержания своей работоспособности банк успел увеличить сумму долга (за счет заимствований у других банков).

Для погашения долгов правительство выдало Агропромбанку векселя на 4 трлн. неденоминированных рублей с большими сроками погашения и весьма низкой годовой доходностью. На эти векселя, естественно, почти не было спроса, и положения Агропромбанка они не улучшили. Фактически банк стал жертвой неумелого правительственного руководства и той ситуации, которая сложилась в сельском хозяйстве.

А.А.


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4292, 11 ноября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....