РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО |
Париж, 2 ноября 1999 г.
Многоуважаемая Ирина Алексеевна,
После долгого раздумья я решился Вам написать как главному редактору "Русской мысли" от имени сотрудников общества "Голоса Православия", объявления которого Вы любезно печатаете в Вашей газете уже много лет.
Я должен выразить Вам наше глубокое огорчение по поводу отрицательного отношения "Русской мысли" к Русской Православной Церкви. Постоянно в Вашей газете мы читаем о разных скандальных историях, касающихся духовенства и высшей иерархии Русской Православной Церкви. С другой стороны, подчеркивается несомненно заслуженный, высокоморальный облик католических деятелей, в первую очередь Папы Иоанна Павла II.
Даже если в Русской Церкви не всегда все благополучно, о чем мы все сожалеем и скорбим, то надо ли обнажать наготу отца своего (т.е. епископов и предстоятелей) или Матери своей (святой Церкви)? Тем более что многие сведения не всегда проверены и могут даже оказаться клеветой.
К сожалению, в истории Церкви как на Западе, так и на Востоке наличествуют примеры греховной жизни и всяческих компромиссов, и мы знаем, что "время начаться суду с дома Божия" (1 Петр 4,17). Но мы не менее свидетели плодов благодати Божией, мы знаем также, что, "когда умножился грех, стала преизобиловать бдагодать" (Рим 5,20).
Нам часто приходится ездить в Россию, и мы поражаемся и радуемся всему ценному, что совершается в Русской Церкви, сколько жертвенности, духовной чистоты и подъема, сколько бескорыстных тружеников среди пастырей (и архипастырей), отдающих себя на служение Богу и людям в очень тяжелое время жизни русского народа.
Нам не совсем ясно, какую Вы преследуете цель, давая однобокое и необъективное освещение жизни Русской Церкви. Я могу свидетельствовать, что православная русская общественность, столь в России, сколь за рубежом, очень остро переживает общую отрицательную настроенность Ваших статей. К сожалению, направление Вашей газеты сильно мешает и даже компрометирует дело экуменического сближения наших Церквей именно в России и ведет к заострению и усилению антикатолических настроений за последние годы, что идет наперекор всем усилиям и желанию нас всех.
Я был бы рад напечатанию этого письма в очередном номере "Русской мысли", конечно, с возможным Вашим ответом.
Уважающий Вас
Протопресвитеру Борису Бобринскому,
председателю "Голоса Православия"
Глубокоуважаемый отец Борис!
Благодарю Вас за письмо, которое мы, согласно Вашему желанию, публикуем. Я рада открытому обсуждению больных вопросов и особенно надеюсь, что оно положит конец фантастическим пересудам за нашей спиной.
Много лет наша газета печатает не только объявления "Голоса Православия", но и нескончаемую вереницу статей в поддержку верующих и, в частности, христиан в России. Когда существовал еще Советский Союз, большая часть газеты всегда была посвящена защите христиан, и Православная Церковь занимала подобающее ей первое место среди тех, о ком мы считали своим долгом постоянно напоминать и стараться им помочь. В те времена я уже давно была главным редактором газеты, которую некоторые ее критики прозвали "епархиальными ведомостями", утверждая, что мы слишком много внимания уделяем религии и Церкви. После падения советской власти мы с надеждой ожидали изменений в политике руководства Московской Патриархии и, может быть, слúва покаяния, но, как Вы, вероятно, помните, относились к этой теме очень осторожно, за что подвергались резкой критике и некоторых читателей, и даже сотрудников, по мнению которых, надо было добиваться разоблачения прошлых грехов. Мы же публиковали тексты российских епископов и священников во всех тех случаях, когда они представляли человеческий и религиозный интерес и, как Вы знаете (если, конечно, сами читаете "РМ"), продолжаем это делать и сейчас.
Кстати, поскольку упомянута Ваша должность председателя "Голоса Православия", напомню Вам, что Христианский церковно-общественный канал в Москве (его главный редактор протоиерей Иоанн Свиридов одновременно является членом редакционного совета "Русской мысли", возглавляющим московскую редакцию) давно предлагал включить программы Вашего радио в передачи православной части вещания канала, радио "София", с целью сделать их доступными слушателям в Москве и Московской области; к сожалению, Вы этого предложения не приняли.
Возвращаюсь к Вашему письму. Вы обвиняете нас в отрицательном отношении к Русской Православной Церкви. Мне было бы очень интересно и важно узнать от Вас или от кого-то из Ваших сотрудников, что тут подразумевается, но только не в общих словах, а с конкретным и точным указанием, к какой статье или заметке относится Ваш протест. Дело в том, что все отрицательное, что когда бы то ни было появлялось на станицах "РМ", касалось исключительно фактов, которые широко и громко обсуждались во всей российской печати (да и не только в российской). Очень часто мы публиковали эту так называемую отрицательную информацию по просьбе прямо пострадавших людей, в их защиту и в надежде, что это поможет как раз РПЦ справиться со своими проблемами.
Ровно то же, что я прочла в Вашем письме, я слышала от двух иерархов Московской Патриархии митрополита Солнечногорского Сергия и архиепископа Берлинского Феофана. Оба они пригласили меня на беседу, в которой высказали пожелание, чтобы "Русская мысль" перестала критиковать Московскую Патриархию. Я объяснила, что газета, всегда уделявшая особое внимание религиозным и церковным вопросам, не может отказаться от этой темы, особенно же в тех случаях, когда она у всех на устах. Именно нам, верующим, надо обсуждать все серьезные проблемы правдиво и мужественно. Однако я тут же предложила выход из положения, и первоначально у меня создалось впечатление, что он был принят вполне благосклонно. Я попросила отвечать (от имени Патриарха или любого его уполномоченного представителя) на все, что нами опубликовано и вызывает возражения или потребность в уточнении, и обещала, что каждый такой ответ будет опубликован немедленно и без изменений, конечно, с указанием источника. Владыка Сергий сказал, что поставит Святейшего Патриарха в известность. Оба иерарха были со мной чрезвычайно любезны. Однако на том все и кончилось: никаких ответов мы не получили, если не считать письма французских монахинь после публикаций о несчастном случае с епископом Корсунским Гурием, письма, которое мы немедленно напечатали.
Наконец, хочу ответить на Ваши слова о том, что мы "компрометируем экуменическое сближение". Этот тезис мне давно знаком, так же, как и его происхождение. Мы ничего компрометировать не можем, так как мы не конфессиональный орган печати. Мы очень стремимся к тому, чтобы быть органом печати христианским, и знаем, насколько это трудно. Я всегда с взволнованной благодарностью вспоминаю по этому поводу слова Владыки Сергия (Парижского): "Нелегкую Вы выбрали себе задачу. Дай Вам Бог сил и терпения".
Не совсем точно, что мы "подчеркиваем высокоморальный облик католических деятелей". На наших страницах действительно часто как во всей мировой прессе идет речь о Папе Иоанне Павле II. Автором этих статей являюсь я. Как журналист, я считаю естественным знакомить наших читателей с деятельностью и высказываниями выдающегося христианина, о котором они ниоткуда ничего не могут узнать. Как христианка, я убеждена в том, что сближение и примирение возможны, только если люди друг друга знают. В России почти ничего не знают о западном христианстве, в то время как на Западе (и Вам это хорошо известно) о православии знают уже очень много и стремятся узнать все больше.
Закончу это письмо просьбой той самой, о которой уже косвенно упоминала выше и с которой бесполезно обращалась к епископам РПЦ. Вместо общих и бездоказательных упреков и жалоб, сообщайте нам конкретно свои суждения чтú Вы видите неточного или несправедливого в наших публикациях о РПЦ. Мы опубликуем то, что Вы нам напишете, и постараемся избежать бесцельных споров, но будем надеяться, что найдется возможность нормальной разумной дискуссии, что будет несомненно на пользу Церкви Христовой.
С глубоким уважением
ИРИНА ИЛОВАЙСКАЯ
Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4292, 11 ноября 1999 г.
![]() ![]() |
|
|