ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАПАДЕ

 

X Православный конгресс в Западной Европе
(29 октября 1 ноября 1999 г., Паре-ле-Моньяль ,Франция).

Мы подробно остановились на некоторых моментах доклада епископа Каллиста, поскольку он отражает существенные акценты, характерные для православия на Западе. Прежде всего это акцент на абсолютной ценности человеческой личности, но понятой не индивидуалистически и не потребительски, а богословски, то есть как бытие-в-общении.

Православие нельзя уложить в прокрустово ложе индивидуального благочестия и храмового культа. И если на Западе православные тоже испытывают это искушение, авторитетные богословы напоминают им об этом. Таков был заключительный доклад на конгрессе, с которым выступил основатель братства Оливье Клеман. Вот как он видит будущее западного православия:

"Лично я считаю, что будущее православия в Западной Европе связано с существованием этих маленьких многонациональных общин, бедных, свободных, пылких, как приходов, так и монастырей. Это места дружеского общения, бескорыстия, из которых понемногу составляется церковная ткань. С богослужением трезвенным и верным первоначальному смыслу текстов. Это общины, поддерживающие дружественные и благодарные связи с традиционными приходами, окрашенными влиянием той или иной национальной культуры. Общины, литургическая жизнь которых продолжается в конкретном служении, часто экуменическом, бедным, беженцам без документов, отверженным.(...)

Я хочу сказать о трех настоятельных потребностях.

Во-первых, о потребности совпадения, хотя бы отчасти, слова и дела. Мы говорим об экклезиологии общения, превозносим личность и свободу. В действительности же наша Церковь это чрезвычайно иерархизированное, по типу олигархии, сообщество. Мы утверждаем, что Евхаристия имеет эпиклектическую структуру. Но, кроме некоторых приходов, совершающих богослужение на местном языке, люди не слышат эпиклезиса. И остаются вопросы: касающиеся частоты причащения, связи между исповедью и причастием, замещения освящения "сакрализацией", с фарисейским искушением ритуализмом, роли и необходимости иконостаса, который может разделять народ Божий...

Вторая потребность: постараться мыслить немного меньше "против". Против евреев и масонов (старая уловка реакционеров), против других христианских исповеданий и, конечно, против других православных; и вообще против Запада и современности. Во Франции, например, существует сильная тенденция противопоставлять "библиотечное православие" "кухонному католицизму". Или, наоборот, "библиотечный католицизм" "кухонному православию". Но не поступайте с другими так, как вы не хотели бы, чтобы поступали с вами. У них свой способ любить Христа, они не чуждаются ни святости, ни творения красоты, ни разумения веры... Можем ли мы игнорировать выдающихся французских богословов, которые сделали возможным II Ватиканский собор? Или выдающихся протестантских богословов в современной Германии? Мы здесь не для того, чтобы проклинать, но чтобы свидетельствовать и делиться своим опытом. И результатом может быть углубление веры как для нас, так и для других... Что же касается подлинной западной культуры, то это культура разнообразная, открытая, находящаяся в поиске, культура гипотез и диалога, в которой наше свидетельство, если оно искреннее и скромное, без труда найдет свое место. (...)

Третья потребность: придать истории, действию Духа Святого в истории, измерение открытости и творчества. Нужно покончить с богословием повторений, которое беспрестанно цитирует и комментирует отцов Церкви вместо того, чтобы обрести в существе их мысли великий источник вдохновения. Эта "смена направления" сообщит новый импульс нашей верности, разрушит замкнутое, "овеществленное" понимание истины (как своего рода "линии партии") и позволит достичь подлинного единства с нашими братьями до-халкидонитами, а также не отдавать на откуп католическим и протестантским богословам в Германии и Италии изучение великих русских религиозных философов первой трети нашего века.

В конечном счете, речь идет о необходимости преодолеть современность но изнутри, в самом усилии ее исследовать, а не в судорогах глобального и бессильного ее отрицания, что рискует превратить Православие в омертвевшую "литургическую секту", вне культуры и истории".

Несмотря на то, что наше российское "православие большинства" живет в иных культурных и исторических условиях по сравнению с западноевропейскими, многие проблемы, как видим, являются общими. В конце концов, православие едино. И пока не пришло время Великого и Святого Всеправославного собора, быть может, стоит задуматься об организации Общеевропейского православного конгресса, в котором приняли бы участие епископы, клирики и миряне, чтобы совместно обсудить существующие проблемы и продемонстрировать зримое единство православных Востока и Запада.

К началу обзора ||| Предыдущая часть

АЛЕКСАНДР КЫРЛЕЖЕВ


Паре-ле-Моньяль Париж Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4292, 11 ноября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
Aport Ranker       [ с 24.11.99:   ]