НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ

 

ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА

Россия страна победивших силовых ведомств. Их много. Они сильны. Часть из них являются ведомствами конституционно, законодательно или хотя бы нормативно. Часть явочным порядком. К числу таких относится и Центральная избирательная комиссия.

Велик и могуч Центризбирком. Он может, трактуя степень нарушения кандидатом или блоком избирательного законодательства, ограничить пассивное избирательное право, воздействовать на структуру формируемого парламента, оказать давление на любое физическое или юридическое лицо, имевшее несчастье оказаться в избирательном поле. Это неконституционное силовое ведомство, но особого рода. Это сезонное силовое ведомство. Три с лишним года живет неприметная бюрократическая гусеница, копит информационные и нормативные соки, отстраивает свой кокон, приглядывается, принюхивается. А на четвертый год совершается волшебное превращение: неприметная и никому ненужная гусеница оборачивается вдруг огромной, яркой, гипнотической, внушающей почтительный страх бабочкой. И совершает свой полет.

Полет этот непредсказуем, нерационален, неподвластен нормальной логике. Казалось бы, чего проще: либо определи законом точные критерии нарушений, за которые следует наказывать лишением пассивного избирательного права, либо предоставь самим гражданам определить, существенно ли с их точки зрения нарушение или нет. Опубликуйте: вот столько доходов указал кандидат, а вот столько получил на самом деле, вот такую недвижимость он указал, а вот такая она у него в действительности. Но нет, зачем же в таком случае власть уйдет из рук избиркомовских чиновников, а чиновник, по определению, власть из рук никогда не выпускает. Ведь ее можно конвертировать во что угодно. Да и вообще выборы слишком серьезная вещь, чтобы доверять их избирателям.

В механизм сезонного силового ведомства в момент его критических дней и попал автор этих строк. Уличив автора в существенном нарушении, Ведомство исключило его из зарегистрированного списка блока. В чем суть существенного нарушения? Ведомство утверждает, что автор представил справку о доходах по основному месту работы, в то время как в его декларацию о доходах включены гораздо большие суммы. Автор утверждает, что он представил в Ведомство и справку, и заверенную налоговыми органами декларацию о доходах. Ведомство отвечает, что автор врет, и в доказательство демонстрирует свою Ведомость, где в соответствующей графе значится: справка, а декларация вовсе не значится. На основании этого посредством демократической процедуры поднятия рук и принимается Решение: отстранить, исключить.

Так все-таки была декларация или нет? Автор утверждает, что была, сдана в Ведомство и в его чреве растворилась (хотя, как мы увидим, и не бесследно), исчезла, как пропавшая грамота из одноименной повести Гоголя исчезала под манипуляциями нечистой силы (прообраз неконституционного силового ведомства). У автора есть два доказательства, оба, к сожалению, косвенные. Первое. Автор баллотируется не только по списку, но и по одномандатному округу, где он зарегистрирован на основании в том числе и поданной декларации о доходах. Крайне нелепо в одном случае указывать доходы правильно, не оказывая гипотетического влияния на позицию избирателя, а в другом неправильно, оказывая это гипотетическое влияние. Причем если бы даже у автора и было такое странное раздвоение личности, то неправильные сведения он должен был бы скорее представить именно в округе, где избиратели выбирают из личностей, сравнивая различные их характеристики, в том числе, возможно, и доходы. В списках же личностные характеристики выведены за скобки, и фальсифицировать их нет ни малейшей необходимости.

Второе. При подготовке материалов к заседанию Центризбиркома рабочая группа отнесла нарушения автора к несущественным (неуказание гонорара из двух научных журналов на мизерную сумму) и исходила при этом из тех сведений, которые отражены в декларации о доходах. Следовательно, она все-таки была. Затем, уже в ходе заседания, была продемонстрирована опись сданных документов, где фигурировала справка с места работы, а декларация не фигурировала.

А в целом я благодарен Центризбиркому. Во-первых, теперь я не умозрительно, а на собственной шкуре убедился в том, насколько российский гражданин беззащитен перед всеми этими неконституционными силовыми ведомствами, у которых если не голубой мундир, то хоть голубая подкладка, хоть голубая заплатка. А во-вторых, теперь я гораздо лучше понимаю "Процесс" Кафки, который прежде казался мне довольно скучным произведением. Мы в самом деле рождены, чтоб Кафку сделать былью.

АЛЕКСЕЙ УЛЮКАЕВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4295, 02 декабря 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
Aport Ranker       [ с 17.12.99:   ]