НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ |
1 декабря Владимир Путин принял в Белом доме лидеров блока "Отечество Вся Россия" Евгения Примакова и Юрия Лужкова. Встреча продолжалась два с половиной часа. Официальная информация о ней весьма скудна и скучна: пресс-секретарь премьера ограничился фразой о том, что "никаких сенсаций не было", а Лужков признал, что не смог добиться поддержки в конфликте вокруг поста начальника ГУВД Москвы (см. статью В.Сахарчука в этом номере).
На самом деле встреча в кабинете Путина стала одним из ключевых моментов в кампании по выборам в Думу. Она показала, что игры ОВР "на повышение Путина" провалились. Премьер отказался пойти на уступки "центристам", а это значит, что конфликт Кремля и ОВР станет основной сюжетной линией на финальной стадии предвыборной кампании.
Первые свидетельства провала консультаций Примакова и Лужкова с Путиным появились уже вечером 1 декабря: один из лидеров ОВР Сергей Ястржембский обвинил кремлевскую администрацию в намерении устранить блок ОВР из предвыборной гонки. Затем всегда подчеркнуто осторожный Примаков обрушился с беспрецедентно резкой критикой на Кремль и обнародовал сведения о попытках подкупа отдельных представителей ОВР, предпринятых внештатным советником главы президентской администрации Александром Мамутом. Ответными жестами Кремля стали смещение близкого к Лужкову начальника ГУВД Москвы Николая Ковалева и ужесточение информационной войны. 4 декабря произошел очередной "выброс" в Интернет компрометирующих сведений, нацеленнных на дискредитацию Лужкова и губернатора Санкт-Петербурга, третьего номера в списке ОВР Владимира Яковлева. Не исключено, что прицельный огонь по Яковлеву может сорвать досрочные выборы главы "северной столицы", намеченные на 19 декабря. Посетивший недавно Санкт-Петербург Анатолий Чубайс уже призвал к бойкоту незаконных, по его мнению, выборов.
Путин вел себя более осторожно, но нанесенные им удары были не менее болезненными. Во время поездок в регионы стало он пытался разрушить блок ОВР "изнутри" и добился того, что некоторые из региональных лидеров, входящих в ОВР, заговорили о готовности перейти в лагерь Путина. Против ОВР глава правительства использовал заявления лидера "центристов" о необходимости создать правительство парламентского большинства, обвинив Лужкова и Примакова в намерении заключить союз с компартией, дабы в январе добиться отставки правительства. В числе других обвинений, выдвинутых против ОВР, попытки восстановить цензуру (именно так охарактеризована апелляция к премьеру с просьбой остановить "информационную войну") и планы московского правительства использовать административные ресурсы для созыва 14 декабря массового митинга в поддержку Лужкова (эти сведения обнародовал министр печати и информации Михаил Лесин).
В свою очередь, "центристские" СМИ активно обвиняют своих оппонентов в нарушении действующего законодательства попытках подкупа отдельных членов ОВР, создании льготных условий для избирательной кампании блока "Медведь", злоупотреблениях в руководимом Сергеем Шойгу министерстве по чрезвычайным ситуациям. С особой остротой ставится вопрос о том, что Кремль, сосредоточивший основные усилия на борьбе с ОВР, тем самым создает "золотой мост" для успеха коммунистов на думских выборах, ибо, как утверждается, большая часть разочаровавшихся в "центристах" избирателей вряд ли будет готова поддержать "Медведь" и даже "Яблоко".
Впрочем, некоторые из кремлевских экспертов не считают такую перспективу слишком опасной. По их мнению, "накачав" рейтинг Путина и нейтрализовав потенциал Примакова и Лужкова, исполнительная власть сможет добиться выхода во второй тур на выборах-2000 Зюганова и Путина. Поскольку Зюганов достиг своего "потолка" летом 1996 г. и, по мнению многих социологов, не сможет набрать больше половины голосов при любом раскладе, предполагается обеспечить сплочение вокруг премьера большей части электората под лозунгом недопустимости "коммунистического реванша".
МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4296, 09 декабря 1999 г.
![]() ![]() |
|
|