НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ |
Как известно, в октябре петербургский губернатор Владимир Яковлев продавил через законодательное собрание городской закон о переносе губернаторских выборов с лета 2000 г. на 19 декабря 1999-го. Кворума на этом голосовании не было, депутаты сторонники губернатора голосовали дубликатами электронных ключей отсутствовавших депутатов оппозиции (см. "РМ" N4289). Тем не менее городской суд Санкт-Петербурга в ноябре отказал фракции "Яблоко" в удовлетворении иска о признании результатов этого голосования недействительными.
10 декабря справедливость была восстановлена Верховным судом, который поддержал точку зрения истцов, что решение ЗС было принято с нарушением процессуальных норм, и отменил решение городского суда Санкт-Петербурга. В свою очередь губернатор заявил, что обжалует решение ВС в президиуме этого органа. Это действительно его последний шанс. Недавно ВС признал незаконным снятие с предвыборной регистрации списка Российской консервативной партии предпринимателей (РКПП) по мотивам исключения одного из кандидатов первой тройки, а президиум ВС вынес противоположное решение, приравняв исключение из списка к добровольному выбытию (каковое по закону является бесспорным основанием для снятия).
В вопросе о досрочных выборах губернатора как петербургский городской суд, так и ВС принимали свои решения, исходя отнюдь не из интересов законности: просто городской суд выполнял волю губернатора, а Верховный пожелание Кремля, враждующего с блоком "Отечество Вся Россия" (ОВР), в первую тройку которого входит Яковлев.
Претендующий на досрочное переизбрание губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев был избран на эту должность в 1996 г., когда в его поддержку выступила широкая коалиция политических сил, боровшаяся с прежним главой города Анатолием Собчаком. Одной из этих сил была "Региональная партия Центра (РПЦ) петербургская организация объединения "Яблоко", снявшая кандидатуру своего лидера Игоря Артемьева в пользу В.Яковлева уже перед первым туром. За это И.Артемьев получил тогда пост одного из первых заместителей губернатора.
В 1998 г. союз Яковлева с РПЦ-"Яблоко" сначала дал трещину, а в конце прошлого года и вовсе развалился. Как утверждает "Яблоко", губернатор перестал выполнять условия соглашения, на которых "Яблоко" его некогда поддержало. Последней каплей стали выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга, когда по наущению губернатора (или, как иногда говорят, жены губернатора) была организована кампания против "яблочных" кандидатов, а основу "губернаторского списка" кандидатов составили "авторитетные предприниматели".
В августе 1999 г. Яковлев был избран председателем движения "Вся Россия", которое вошло в избирательный блок ОВР вместе с движением "Отечество". В.Яковлев был зарегистрирован третьим номером в списке кандидатов в депутаты Государственной Думы от избирательного блока ОВР.
При этом в прессе широко распространено мнение, что Яковлев это "слабое звено" в блоке ОВР: во-первых, он не в восторге от накала конфронтации между ОВР и Кремлем, а во-вторых, уязвим в смысле возможностей давления на него с использованием компромата. В Санкт-Петербург направлена оперативная группа МВД и Генеральной прокуратуры. Заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов заявил, что у группы есть сведения о "причастности многих высокопоставленных чиновников к незаконной предпринимательской деятельности". А в начале декабря следственный комитет МВД возбудил уголовное дело в отношении фирмы, обеспечивавшей финансирование съезда движения "Вся Россия", который проходил в Петербурге 22 мая 1999 года. Основанием для проверки фирмы стало заявление депутата законодательного собрания города Александра Щелканова, который указал, что для проведения съезда были использованы городские бюджетные средства (боле 150 тыс. долл.). На основании выявленных при проверке нарушений и было заведено уголовное дело. Уже известно, что финансирование съезда проводилось через подставную фирму, зарегистрированную по двум "утерянным" паспортам. Такая небрежность с финансированием может дорого стать Яковлеву особенно, если он перестанет быть высшей властью в городе.
За три года яковлевского правления в Санкт-Петербурге сложилась относительно благоприятная экономическая обстановка. "Яблоко" ставит это в заслугу бывшему первому вице-губернатору по финансовым вопросам Артемьеву, который был автором и в 1996-1998 гг. проводником успешной бюджетной политики регионального правительства. Артемьеву удалось справиться с тяжелым наследством, доставшимся от Собчака (который остатки городских финансов пустил в 1996 г. на свою провальную избирательную кампанию), в значительной степени расплатиться с долгами, наладить своевременную выплату зарплаты бюджетникам и даже частично индексировать зарплаты и пенсии.
Сказались и экономические последствия кириенковского "дефолта". Девальвация рубля, сделавшая импортные товары неконкурентными на российском рынке, создала благоприятные условия для промышленных предприятий Санкт-Петербурга. В городе наметилось оживление в машиностроительной отрасли (судостроение, тяжелое энергетическое машиностроение, машиностроение для нефтегазовой отрасли), в пищевой индустрии. Активно действовали порты Санкт-Петербурга, ставшие крупнейшими торговыми воротами на Балтийском море. Банковская система северной столицы в меньшей степени пострадала от финансового кризиса 1998 г. ни один из крупных банков города не прекратил своей деятельности.
Усилиями еще И.Артемьева Санкт-Петербург успешно вышел на международные рынки заимствований в июле 1997 г. были размещены еврооблигации на сумму 300 млн. долл. со сроком обращения пять лет. Вопреки прогнозам, после девальвации рубля Санкт-Петербург не допустил дефолта по этим бумагам, своевременно проводя их обслуживание. Все эти факторы позволили руководству города увеличить отчисления на социальные нужды и поддержание городской инфраструктуры.
Тем не менее в экономике города сохраняется ряд противоречий, которые оказывают влияние и на выборы. В частности, в банковской системе идет острая конкурентная борьба, в том числе и за обслуживание городских бюджетных счетов. Губернатора Яковлева обвиняют в поддержке "московских" банков (в первую очередь "БалтОнэксим-банка") в ущерб чисто петербургским банковским институтам (петербургский Промстройбанк, банки "Санкт-Петербург" и "Петровский"). Острая конкурентная борьба идет также и в сфере обеспечения города нефтепродуктами, выливаясь в криминальные "разборки" и заказные убийства. Основными игроками на рынке нефтепродуктов выступают компании "Сургутнефтгаз", Петербургская топливная компания (контролируемая Владимиром Кумариным-Барсуковым, которого отождествляют с "тамбовской" криминальной группировкой), Балтийская финансово-промышленная группа и в последнее время также "ЛУКойл".
Оппоненты обвиняют Яковлева в тяжелой криминогенной обстановке в городе, связях с Кумариным, в политических и финансовых интригах, а также в неприятных для горожан последствиях жилищно-коммунальной реформы.
Первоначально предполагалось, что бывший губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак вновь станет соперником Владимира Яковлева. Собчак даже сделал специальное заявление по этому поводу, но в итоге отказался от намерения участвовать в выборах губернатора.
Одним из основных соперников Яковлева на выборах губернатора стал его бывший заместитель И.Артемьев. Уйдя в январе 1999 г. с постов вице-губернатора и председателя комитета финансов городской администрации, Артемьев вновь стал председателем политсовета РПЦ-"Яблоко".
В конце ноября в здании, где помещался избирательный штаб "Яблока", произошел пожар сгорел весь тираж предвыборного выпуска газеты "Невский обозреватель". Затем милиция задержала грузовик с антияковлевскими листовками "Яблока". Милицией были также задержаны распространители листовок, которых затем оштрафовали на 10 минимальных окладов каждого "за оскорбление чести и достоинства губернатора", хотя городской избирком не нашел оснований для признания листовок противоречащими законодательству.
Пребывание И.Артемьева на посту председателя комитета по финансам позволило ему приобрести широкий круг знакомств в финансовых кругах города. По всей видимости, некоторые банки, недовольные политикой Яковлева, оказывают "яблочникам" финансовую поддержку. Кроме того, в Думу от "Яблока" по одному из избирательных округов города баллотируется Сергей Степашин. А супруга Степашина заместитель председателя правления петербургского Промстройбанка.
Еще одним из претендентов на пост губернатора города был заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. В 1996 г. Болдырев уже баллотировался на пост губернатора Санкт-Петербурга. Тогда он проиграл в первом туре, заняв третье место. Во втором туре голосования Болдырев не поддержал ни одного из кандидатов, рекомендовав своим сторонникам действовать по собственному усмотрению. Но некоторые известные в городе участники кампании Болдырева призвали голосовать против Собчака (и, следовательно, за Яковлева) уже от собственного имени.
В 1998 г., накануне выборов законодательного собрания города был создан довольно разношерстный "Блок Юрия Болдырева". От блока или при его поддержке в ЗС было избрано 17 депутатов, из которых четверо тут же перебежали в прогубернаторскую фракцию "Промышленная". В сентябре фракция болдыревцев раскололась еще раз на собственно "Блок Болдырева" (ортодоксальные болдыревцы, всего пять человек) и группу из восьми депутатов, признающих программу Болдырева, но близких скорее к "Яблоку".
Летом 1999 г. было учреждено общероссийское "Движение Юрия Болдырева", а в сентябре 1999-го создан избирательный блок "Конгресс русских общин и Движение Юрия Болдырева", где Болдырев возглавил общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы. Одновременно Болдырев выставил свою кандидатуру по петербургскому Юго-Западному избирательному округу N212, а затем и на пост губернатора.
Финансирует движение Болдырева и его губернаторскую кампанию Дмитрий Варварин, генеральный директор концерна "Орими". Летом 1999 г. Д.Варварин был избран членом политсовета "Движения Юрия Болдырева". Группа компаний "Орими" активно работает на фондовом рынке, а также имеет интересы в лесной и целлюлозно-бумажной отрасли. Варварин член советов директоров Братского лесопромышленного комплекса и Петролеспорта.
Шансы на победу на губернаторских выборах бизнесмена Андрея Степанова изначально рассматривались как менее вероятные, чем у первой тройки претендентов. А.Степанов заместитедь председателя совета Санкт-Петербургской организации движения "Наш дом Россия" НДР). До 1996 г. Степанов занимал пост в городском правительстве А.Собчака, курируя сферу торговли и продовольствия. После победы В.Яковлева на выборах 1996 г. он занял пост председателя совета директоров Петербургской топливной компании, одного из главных поставщиков нефтепродуктов в город. В 1998 г. неудачно баллотировался в депутаты законодательного собрания. На выборах в Государственную Думу третьего созыва он баллотируется от НДР по списку, а также по Северо-Западному избирательному округу N210. Как известно, НДР тесно связано с концерном "Газпром", который имеет в Санкт-Петербурге сильные позиции. Большим влиянием в городе пользуется его дочерняя компания "Лентрансгаз" (ее бывший руководитель Петр Родионов ныне заместитель председателя правления "Газпрома"), к тому же структуры "Газпрома" владеют значительным пакетом акций банка "Менатеп Санкт-Петербург". В поддержку Степанова высказались также проправительственное движение "Единство" (Медведь") и некоторые петербургские руководители "Союза правых сил" (СПС). Московское же руководство СПС (Чубайс и Кириенко), считая досрочные выборы незаконными, объявило участие в них нецелесообразным.
У коммунистов фактически не было своего кандидата. На поддержку КПРФ мог бы рассчитывать кандидат в губернаторы Константин Севенард, депутат законодательного собрания города и сын коммунистического депутата Государственной Думы Юрия Севенарда. Хотя сам Севенард-младший формально беспартийный, в ЗС он баллотировался при поддержке блока "Коммунисты Ленинграда" (КПРФ и РКРП). Однако никаких шансов стать губернатором у К.Севенарда не было, и Ленинградская организация КПРФ (она называется именно так) высказалась за В.Яковлева, а затем и сам Зюганов поддержал кандидатуру действующего губернатора.
Если решение ВС не будет пересмотрено его президиумом, это будет означать колоссальный удар по Яковлеву. Его шансы сохранить за собой пост губернатора могут оказаться просто нулевыми. К лету и "Яблоко", и Болдырев раскрутят его конфуз на полную катушку. Может даже так случиться, что и номенклатурная элита, и бизнес (включая "тамбовскую" группу Кумарина) откажутся от Яковлева и на летних выборах поставят на теперешнего вице-губернатора Валерия Малышева. Существует даже версия, что вся история с досрочными выборами и их запрограммированной отменой именно для этого и была затеяна парой друзей Малышевым и депутатом Виктором Новоселовым (ныне покойным).
АНВАР АМИРОВ
ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4297, 16 декабря 1999 г.
![]() ![]() |
|
|