ВЫБОРЫ-99 |
Итоги парламентских выборов показали: за четыре года сторонники Григория Явлинского растеряли преимущества, полученные ими после монополизации демократической ниши в составе Государственной Думы. "Яблоко" не сумело использовать образ "чистой и честной" партии ни для обеспечения себе дополнительной популярности, ни для получения доступа к властным ресурсам.
Летом "Яблоко" уверенно шло вместе с компартией и ОВР в тройке фаворитов, которым социологические опросы гарантировали преодоление 5-процентного барьера. Движение Явлинского не сомневалось в сохранении "своего" избирателя и предпринимало попытки привлечь новых сторонников.
Однако к финалу предвыборной гонки "Яблоко" подошло в "разобранном" состоянии. Явлинский оказался не в форме и был не слишком убедителен в публичных выступлениях главном пропагандистском оружии "Яблока". Движение, и без того много лет раздираемое противоречиями между приверженцами либеральных и социал-демократических ценностей, оказалось ослаблено ростом разногласий между его лидерами. Стало ясно, что союз с экс-премьером Сергеем Степашиным позволил нейтрализовать потенциального конкурента и несколько улучшил финансовое положение движения, но практически не принес новых голосов. На фоне набирающего силу Путина Степашин стал все отчетливее смотреться как слабовольный и случайно оказавшийся на вершинах власти чиновник, не имеющий собственного лица. Потенциал экс-премьера как публичного политика также был переоценен. Несколько выпадал из ансамбля и третий номер в списке "Яблока" Владимир Лукин.
Само появление на политической арене Владимира Путина еще не создавало угрозы "Яблоку". Более того, в условиях отсутствия у премьера собственной опоры (к "Медведю" долгое время относились не слишком серьезно) предлагались даже сценарии создания накануне выборов-2000 "союза 47-летних" Явлинского, Степашина и Путина, противостоящих блоку "пенсионеров" Лужкова и Примакова. Что же касается премьера, то он вполне благоволил "Яблоку", хотя и не торопился делать шаги навстречу.
Главным ударом по предвыборной кампании "Яблока" стала чеченская операция. Критика войны 1994-1996 гг. была одним из основных пропагандистских козырей сторонников Явлинского, и союз со Степашиным был заключен только после признания тем (впрочем, не слишком внятного) ошибок, допущенных в отношении Чечни. После начала военной акции недавно "раскаявшийся" Степашин вновь начал тяготеть к ее поддержке. Другие лидеры "Яблока" были более осторожны, но в то же время не скрывали опасений: вдруг мы выступим против войны, а федеральные войска сделают невозможное и одержат победу? В результате заявления Явлинского относительно путей урегулирования ситуации в Чечне были весьма вымученными и двусмысленными.
Относительно низкий уровень поддержки избирателей фактически снимает с повестки дня вопрос о перспективах выхода Явлинского и тем более Степашина во второй тур выборов-2000. При создании в новой Думе союза КПРФ и ОВР "Яблоко" могло бы продолжить диалог с Путиным, предлагая проправительственным силам поддержку в ходе важнейших голосований. Однако на особые дивиденды от стратегического альянса с премьером Явлинский вряд ли может рассчитывать: если осенью теоретически еще можно было говорить о тандеме Путина-президента и Явлинского-премьера, то после формирования в Думе мощной проправительственной коалиции поддержка относительно малочисленного "Яблоко" будет для исполнительной власти не столь значимой. Сам Явлинский уже пообещал ни с кем не блокироваться в Думе, "не прислоняться ни к кому" и "идти своей дорогой".
ВЛАДИСЛАВ САХАРЧУК
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4298, 23 декабря 1999 г.
![]() ![]() |
|
|