ЛИТЕРАТУРА, МЕМУАРЫ

 

Отвлечься от суеты,
остановиться,
оглядеться

Вступительная заметка к публикации очерков Тамары Величковской "Вечное лицо Парижа"

     Русские эмигранты написали лишь несколько книг, посвященных истории Парижа. Наибольшую известность получили, пожалуй, книги Андрея Седых, работы некоторых авторов сохранились лишь в рукописях.
     Обзор истории Парижа от момента зарождения первого поселения до наших дней, фрагменты которого мы начинаем печатать, принадлежит перу Тамары Антоновны Величковской, талантливой поэтессы, журналистки и художницы.
     Тамара Прядченко родилась 30 апреля 1908 года в Одессе (по другим сведениям, 29 апреля 1909 г. в Киеве) в семье офицера, и детские годы ее прошли преимущественно в Киеве. После Октябрьского переворота отец Тамары присоединился к Добровольческой армии, и 24 февраля 1920 г. приказом главнокомандующего был произведен в генерал-майоры, будучи командиром караульного батальона военной базы Новороссийска. Он погиб в ходе операции по эвакуации Новороссийска, а его жена Людмила с дочерью и сестрой Зинаидой добрались до Сербии, где с ноября 1920 года поселились в городе Велика Кикинда близ румынской границы. Здесь Тамара обучалась музыке, хореографии и живописи и в ноябре 1924 года успешно окончила 2-ю сербскую женскую гимназию.
     В 1925 году вместе с матерью и тетей она переехала во Францию, в Лион, где всей семье удалось получить работу на ткацкой фабрике.
     Писать стихи Тамара начала в 30-е годы. Но писала мало и с трудом, сохранилась большая тетрадь ее неизданных стихотворений и юношеских, и более поздних. Ее первый брак с Алексеем Евгеньевичем Величковским, братом поэта Анатолия Величковского, оказался недолгим.
     Художественные дарования Тамары Величковской помогали ей обеспечивать себя материально она создала мастерскую, в которой разрисовывали шелковые шарфики. И теперь, десятки лет спустя, изысканные орнаменты, созданные ею, восхищают. Ее первые поэтические выступления в печати начались после войны в "Возрождении", "Новом журнале", "Русской мысли", "Гранях" стали все чаще появляться ее стихи. Первый поэтический сборник, "Белый посох", вышедший в парижском издательстве "Рифма" одновременно со сборником Анатолия Величковского "Лицом к лицу", вызвал одобрительную оценку Ю.Иваска в первом выпуске журнала "Опыты": "Осторожно, даже робко, они рассказывают, что им только им удалось в мире разглядеть и что услышать". Этот отзыв можно отнести ко всему литературному творчеству Т.Величковской. Чуткое и бережное отношение к прошлому, стремление увидеть и понять (а не обобщить и оценить) отличает ее прозу.
     Расцвет Величковской как историка и журналиста пришелся на 60-80-е годы. В это время, в сотрудничестве со вторым мужем Сергеем Павловичем Жабой (1894-1982), известным в прошлом лидером петербургского студенчества, в Париже ставшим преподавателем языков и журналистом, она создала циклы исторических очерков, время от времени помещавшихся на страницах "Русской мысли"; здесь же печатаются десятки ее рассказов, рецензий и статей...
     Наибольшую известность принесли ей работы о Леонардо да Винчи, Савонароле, о поэзии Микеланджело. Пересказ в отдельных очерках житийного повествования о св. Франциске Ассизском едва ли не лучшее русскоязычное жизнеописание этого святого, столь любимого русскими эмигрантами (о нем писали Зайцев, Смоленский, Мережковский). В 1981 году в Париже вышел второй сборник стихов Т.Величковской "Цветок и камень". Но большинство ее поэтических произведений рассеяны по страницам газет или вовсе не изданы.
     Очерки истории Парижа, который Т.Величковская, по свидетельствам ее современников, знала удивительно хорошо, писались в течение многих лет. Часть их появилась в периодике, другие остались ненапечатанными. Т.Величковская, прожив долгие годы в парижском предместье Ванв, очень точно характеризовала жизнь древней и шумной столицы:

Спускается вечер... который?
Неверный сбивается счет.
Под гул голосов и моторов
Толпа непрерывно течет.

Спешить эти люди устали,
А все же спешат и спешат,
Как будто бы все они стали
Толпой суетливых мышат.

     Во всех своих текстах, посвященных истории города, где мечтает оказаться, наверное, почти каждый человек, она призывала хоть на миг отвлечься от суеты, остановиться, оглядеться, увидеть, наконец, прекрасное вечное лицо Парижа.
     Уже в преклонном возрасте Т.Величковская решила сама заняться издательским делом и подготовила первую книгу своей прозы собрание очерков истории французской столицы. Тяжелая болезнь помешала завершить эту работу. В последние годы Тамара Антоновна жила в старческом доме Русского Красного Креста в Шелле, близ Парижа. Там и скончалась 8 июня 1990 г. Похоронили ее в Сент-Женевьев де Буа, рядом с мужем и матерью.

*

     Как и в начале уходящего столетия, полки книжных магазинов по-прежнему не отягощены хорошими или даже сколь-нибудь сносными историческими путеводителями по крупнейшим европейским городам. И Париж, вновь ставший местом паломничества туристов из России, здесь не исключение. Поэтому, полагаем, замечательные очерки Тамары Величковской, часть которых мы начинаем публиковать с незначительными сокращениями, сразу найдут своего чуткого и благодарного читателя. Полностью издать книгу Т.Величковской мы планируем в ближайшее время.

СВЕТЛАНА КЛЕМЕНТЬЕВА

АЛЕКСАНДР КЛЕМЕНТЬЕВ

Париж

© "Русская мысль", Париж,
N 4271, 27 мая 1999 г.

Продолжение публикации:
Тамара Величковская
"Вечное лицо Парижа"


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....