ЛИТЕРАТУРА, МЕМУАРЫ

 

Тамара Величковская

ВЕЧНОЕ ЛИЦО ПАРИЖА

      Под нашими ногами надгробные плиты. На одной из них еще можно прочитать имя Жака Буало, брата поэта. Сам поэт тоже прежде покоился здесь, но во время революции его прах перенесли в Сен-Жермен-де-Пре.

      В верхний храм ведет узкая, крутая винтовая лестница. Прежде дворец сообщался с верхней часовней большой лестницей в 50 ступеней, по которой сюда приходил молиться король со своей семьей и главными приближенными. Но в середине XIX в. эту лестницу уничтожили.

      Именно в этом верхнем храме особенно наглядно проявляется гениальность Пьера де Монтеро. Особенность этой части храма в том, что здесь главным строительным материалом оказываются не камни, но свет... Свет, окрашенный в самые прекрасные тона художественной палитры. Глубокий сапфировый синий играет рядом с теплым золотистым цветом. Изумрудно-зеленый подчеркивает горячее рубиновое сияние. Недаром о лучших винах некогда говорилось, что они "цвета витражей Святой часовни". Стен нет, вместо них до самых сводов тянутся многоцветные стекла витражей. Пятнадцать готических окон, обрамленных узкими полосами позолоченного металла, создают незабываемую световую феерию. С первого взгляда кажется, что это только игра узоров цветного стекла. На самом же деле в 134 медальонах (из которых 72 подлинно XIII в.) рассказываются события из священной истории Ветхого и Нового Завета... Адам дает наименования животным... Манна ниспадает на песок пустыни... Рушатся стены Иерихона... Исаия увещевает идолопоклонников...

      Идолы повергаются пред лицом Младенца Иисуса... Святая Елена находит Крест Господень. А вот и сам св. Людовик несет вместе со своим братом Робертом драгоценную ношу святые реликвии. Так свет повествует о Свете мира.

      Большая розетка против алтаря более позднего происхождения, XV века. На ее 86 панно изображены сцены из Откровения. Но здесь цветные стекла уже не имеют глубины и прозрачности витражей XIII в.

      В 1940 г., во время войны, все эти стекла были вынуты из своих обрамлений и хранились до 1945 г. в замке Бельнав. После войны их реставрировали под наблюдением архитектора Формиже и снова поставили на свои места, на что понадобилось около пяти лет труда. Следует заметить, что все эти стеклянные медальоны, сохраняя единство, разнообразны по форме: то квадраты, то овалы, то круги, то четырехлистники... Расположены они то вертикально, то горизонтально, то крест-накрест.

      Обычно слишком большое обилие позолоты придает оттенок мишурности, но этого не происходит в Святой часовне. Золота здесь очень много, но его блеск вместе с сиянием витражей создает волшебное впечатление. А массивность позолоченных орнаментов подчеркивает воздушность здания. Сюда, как и в Шартрский собор, лучше всего приходить на склоне солнечного дня, когда косые лучи, пронизывая стекла, рассыпают по часовне разноцветные блики.

К началу очерков ||| Продолжение
Вступительная заметка публикаторов

Публикация
Светланы Клементьевой,
Александра Клементьева

© "Русская мысль", Париж,
c N 4271 за 27 мая 1999 г.
(печатается с продолжением)

[ 2 / 21 ]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....