ЛИТЕРАТУРА, МЕМУАРЫ

 

Тамара Величковская

ВЕЧНОЕ ЛИЦО ПАРИЖА

О парижских мостах

      Если в какой-нибудь погожий день нам случится переходить через Сену по одному из главных парижских мостов, замедлим шаг и постараемся на краткое время позабыть о своих заботах и о том, что мы куда-то спешим... Взглянем внимательнее на то, что нас окружает, чтобы не только смотреть, но и видеть. Прислонимся к перилам моста и посмотрим новыми глазами на широкую трепетную полосу речной глади, отливающую то бирюзой, то серебром. Париж отсюда покажется иным, непривычным.

      Отдаленные здания выступают особенно мягко из лиловатого воздушного "сфумато". Легко, как акварельный рисунок, очерчивается в небе купол Сакре-Кёр, стремятся ввысь, уходя от темной земной тяги, острые шпили готических церквей, легкой сепией намечаются старые стены Луврского дворца... А через Сену, как триумфальные арки, в туманной дали перебрасываются один за другим стройные мосты. Все это вместе похоже на видение, запечатленное художником.

      Пока мы любуемся голубоватой перспективой мостов, будет уместно вспомнить историю некоторых из них.

      До середины XVI в. существовало только четыре моста Малый, Нотр-Дам, Сен-Мишель и Понт-о-Шанж (Меняльный). Из них только один Малый мост никогда не менял ни своего местоположения, ни имени. Он уже существовал при римлянах как простой деревянный мостик "парвус понс". Этот мост неоднократно разрушало половодье, не раз он погибал от огня, но неизменно возникал на прежнем месте. При св. Людовике (IX) самое большое движение было именно на этом мосту, так как к нему сходились главные дороги левого берега дорога в Сен-Жермен-де-Пре, юго-восточный путь к Лиону и Риму, дорога в предместья Сен-Медар и Сен-Марсель и, наконец, два проложенных римлянами пути к Орлеану и далее на юг.

      В 1186 г. по инициативе епископа Мориса де Сюлли (о нем мы поговорим позже, при посещении собора Парижской Богоматери) Малый мост воздвигли из камня. Хотя он и стал прочнее, это ему не помешало еще много раз разрушаться и снова восставать, пока в 1853-м не появился тот мост, который и посейчас существует.

Набережная Сены. 1999 г.
Фото Татьяны Сазанской
("Гласнет", Москва)

      В средние века все сколько-нибудь прочные мосты были застроены по обеим сторонам домами. Это имело свои преимущества: воздух был чище, так как его провевало вольным речным ветром. Мы уже знаем, в каких узких, дурно пахнущих уличках тогда жили парижане. Канавки для стока нечистот на мосту, конечно, не было, а все отбросы было удобно сбрасывать прямо в реку. Недаром речная вода очень скоро стала непригодной для питья.

      Когда рушился или сгорал мост, то погибали и дома со всей утварью, а иногда и людьми.

      Большой мост был как бы продолжением Малого по другую сторону острова. В свое время, при нашествии норманнов, он был разрушен. Его снова выстроили несколько далее по течению реки, а на месте старого перекинули в XIII в. деревянный мостик для перехода. Это утлое строение, конечно, не раз страдало от наводнений, пока окончательно не разрушилось в начале XIV века. Тогда его заменил основательный деревянный мост, который закончили в 1421 г. и назвали мостом Нотр-Дам. Но в 1499 г. он внезапно рухнул вместе со всеми своими шестьюдесятью новыми домами. За эту катастрофу король призвал к ответу прево и городских советников ("эшевен"). Всех их присудили к огромному штрафу и заключили в тюрьму, пока его не выплатят. Но сумма была слишком велика, и все обвиняемые окончили свою жизнь в заключении.

      Так как этот мост сообщался с двумя главными улицами Сен-Жак и Сен-Мартен, то поспешно принялись за возведение нового. А в ожидании парижане переправлялись через реку на пароме. Новый каменный мост был закончен в 1512 г. Это был красивый мост, застроенный по обеим сторонам однотипными домами одинаковой высоты всего их было 68. Их фасады были украшены аркадами, под которыми размещались разнообразные лавки. На каждом доме красовались скульптурные изображения девушек и юношей, поддерживающих корзины с плодами. Эти бюсты чередовались с портретными медальонами французских королей. И главное на каждом доме находился свой номер: золотые цифры на красном фоне. Это были первые нумерованные дома в Париже.

К началу очерков ||| Предыдущая часть ||| Продолжение
Вступительная заметка публикаторов

Публикация
Светланы Клементьевой,
Александра Клементьева

© "Русская мысль", Париж,
c N 4271 за 27 мая 1999 г.
(печатается с продолжением)

[ 3 / 21 ]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....