ЛИТЕРАТУРА, МЕМУАРЫ

 

Николай Пунин
Первые футуристические бои

Глава из мемуаров
"Искусство и революция"
(1930-1932).

Предисловие публикатора

      Николай Иванович Пунин (1888-1953) один из самых известных русских художественных критиков своего времени. Его первые статьи в журнале «Аполлон» были посвящены византийской и древнерусской живописи, однако очень скоро он перенес внимание в область современного искусства. Пунин стал исследователем, идеологом и горячим пропагандистом авангардных течений.
      В 1918 году, привлеченнный Луначарским к сотрудничеству, Пунин возглавил Петроградский отдел изобразительных искусств Наркомпроса. "Футуристические" надежды и иллюзии, приведшие его в лагерь большевиков, скоро рассеялись: уже через три года отдел был расформирован, а еще до этого, в августе-сентябре 1921 года, Пунин провел в следственной тюрьме ЧК; на этом, как он говорил впоследствии, кончился его "роман с революцией".
      Деятельность Пунина, однако, не исчерпывается разработкой идеологии авангарда. Он был талантливым организатором музейной работы (30 лет просотрудничав с Русским музеем), замечательным педагогом (в течение 40 лет он читал курс истории западноевропейского искусства в Ленинградском университете, в институте им. Репина /Академия художеств/, в других заведениях). Как лектор он был очень популярен, его блестящие импровизации неизменно собирали толпы студентов всех факультетов.
      Пунин был связан 15 годами брака с Анной Ахматовой, а после разрыва они продолжали жить в одной квартире до самого ареста Пунина, сохраняя дружеские отношения. (Как известно, Ахматова жила в семье его дочери Ирины Пуниной до конца своей жизни. Из многочисленных воспоминаний, посвященных Ахматовой, трудно составить сколько-нибудь ясное представление о том, что же соединяло ее с Пуниным. Надеемся, что подготовленная в настоящее время к изданию книга "Н.Н.Пунин. Дневники, письма" даст некоторое понимание характера этих отношений).
      В августе 1949 года Пунин был арестован и после изнурительного, почти годового следствия, начатого в Ленинграде и законченного в Москве, на Лубянке, был приговорен к 10 года заключения. Он умер 21 августа 1953 года от сердечного приступа в одном из лагерей поселка Абезь, расположенного южнее Воркуты, точно на широте Полярного круга.
      Анна Ахматова откликнулась на эту смерть известным четверостишием:

            Памяти Н.П.
И сердце то уже не отзовется
На голос мой, ликуя и скорбя.
Все кончено... и песнь моя несется
В пустую ночь, где больше нет тебя.

* * *

      В 1930 году Пунин по договору с московским Госиздатом взял обязательство написать книгу воспоминаний "Искусство и революция". Уже в самом начале работы от Пунина требовали выполнения некоторых цензурных условий: книга не должна ни в какой форме пропагандировать футуризм. Однако, когда работа была закончена, издательство не сочло возможным принять ее к печати результат явного ужесточения цензуры. До самой "перестройки" имя Пунина не вызывало энтузиазма советских издателей (вышел лишь один сборник его статей). Так книга "Искусство и революция" оказалась неопубликованной. В последние годы отдельные ее фрагменты появились в периодической печати, и есть надежда на скорое появление всей книги.
      Предлагаемая здесь читателю первая, вступительная глава воспоминаний Пунина публикуется впервые.

Продолжение публикации: часть 2-я

ЛЕОНИД ЗЫКОВ

Санкт-Петербург

© "Русская мысль", Париж,
N 4268, 06 мая 1999 г.,
N 4269, 13 мая 1999 г.,
N 4270, 20 мая 1999 г.

[1 / 8]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....