МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ, ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

 

ЗАМЕТКИ ЭКОНОМИСТА

ОТРИЦАНИЕ СОЦИАЛИЗМА

Преодоление государственного интервенционизма

      Для современной России более важным, чем формальное сокращение объема государственных обязательств как "цивилизованной" формы государственного интервенционизма, является обеспечение экономической свободы, отказ от нецивилизованных форм государственного интервенционизма по таким, например, параметрам, как ограничение конвертируемости национальной валюты и прав юридических и физических лиц иметь инвалютные счета в своей стране и счета за границей, административный контроль цен, затруднение вхождения на рынки, контроль за ставками предоставления и получения кредитов, дискриминационное, неравномерное и неправовое налогообложение, тарифные и нетарифные ограничения внешней торговли, излишняя регламентация предпринимательской деятельности, административные ограничения движения капитала, товаров, рабочей силы и т.д.
      Необходимо также преодолеть корпоративный интервенционизм. На самом деле вся страна фактически разбита на государственно-частные корпорации (в большинстве случаев связанные с местными администрациями), ограничивающие конкуренцию, подавляющие свободу, затрудняющие доступ на рынки, присваивающие монопольную ренту, облагающие всех участников рынка экстремально высокими трансакционными издержками, нередко носящими характер параллельного налогообложения.
      Сокращение же государственных расходов и государственных обязательств может идти как в рамках либеральной экономической политики, так и вне ее. Острый фискальный кризис может настолько девальвировать государственные обязательства, что общество смиряется с фактической их утратой, как это произошло, например, в Грузии единственной в мире стране, где удалось провести одномоментную пенсионную "реформу": за пять лет поднять пенсионный возраст на пять лет, что равнозначно отмене пенсий для выходящих на пенсию в этот период. В некоторых обстоятельствах это необходимо, и для России такой вариант развития событий вполне вероятен. Надо, однако, понимать, что достигаемое таким образом сокращение налоговой нагрузки на экономику может быть использовано в целях экономического развития, если сопровождается действительной либерализацией экономической политики, а может и быть присвоено в виде монопольной ренты.
      Экономическая свобода означает свободу предпринимательства, свободу от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений и одновременно свободу сколь угодно расширять свое дело, свободу рыночной экспансии. В целом прогресс производительности труда и прогресс эффективности капитала, оба порождаемые экономической свободой, взаимно усиливают и дополняют друг друга. В этом основа современного изобилия в развитых рыночных демократиях, умножения общественного богатства путем свободного экономического развития.
      Либеральное понимание логики социально-экономического прогресса исходит из того, что политический процесс, руководствующийся общим критерием (обычно формулируемым как "общественное благо"), должен делать только то, что не под силу профессионалу, руководствующемуся специальным критерием (для экономики, например, это прибыль или объем продаж). Подчиненность же экономики внеэкономическим критериям, внеэкономическим способам принятия решений для нее губительны. А социализм предполагает как раз подчинение экономики внеэкономическим критериям (общественное благо, социальное развитие, удовлетворение потребностей, противостояние империализму и т.п.).

К началу статьи ||| Предыдущая часть ||| Следующая часть

АЛЕКСЕЙ УЛЮКАЕВ

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4270, 20 мая 1999 г.,
N 4271, 27 мая 1999 г.

[4 / 8]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....