МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ, ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

 

Кто воспользуется
плодами победы Владимира Путина?

Итоги выборов закрепили за исполнительной властью политическую инициативу

Основным итогом выборов в Государственную Думу стал успех кандидатов, в той или иной степени лояльных исполнительной власти. Хотя формально проправительственные силы ("Медведь", "Союз правых сил", блок Жириновского) не получили 50% мандатов в нижней палате, именно эта коалиция, скорее всего, будет играть в новой Думе доминирующую роль. Перспективы другого потенциального альянса ОВР и КПРФ выглядят весьма призрачно: ОВР деморализован и находится на грани раскола, поэтому его политический потенциал сейчас весьма невелик.

Упущенные победы

Президентские чиновники уже поспешили назвать результаты выборов "новой революцией". Однако, если учитывать накопившийся за последние годы опыт побед президента и правительства над политическими оппонентами, никакой новизны в этом нет. В очередной раз исполнительная власть закрепила за собой политическую инициативу в ущерб власти представительной.

Наиболее ярким примером из прошлого могут служить события осени 1993 года. Разгром Верховного совета породил в стане победителей завышенные ожидания, которым не суждено было сбыться. Главным политическим итогом октября-93 стала окончательная легитимизация властных полномочий президента. Устранив основного оппонента, Борис Ельцин ощутил себя единоличным лидером, не связанным прочными узами с союзниками и тут же поспешил заменить их на более удобных послушных чиновников. Для подтверждения власти президента внутри страны более не требовались ни широкие политические коалиции, поддержавшие главу государства в конфликте с Верховным советом, ни поддержка со стороны западного сообщества. В результате кабинет министров окончательно утратил инциативу в экономической сфере: всплески реформаторской активности носили с тех пор эпизодический и, как правило, непродолжительный характер.

Сходная ситуация сложилась летом 1996 года. Обязательства, взятые на себя главой государства в период предвыборной кампании, не были четко сформулированы и не носили публичного характера. По этой причине единственная формальная коалиция Ельцина с Лебедем была разорвана уже через несколько месяцев. Вопросы формирования правительства и выработки экономического курса остались объектом аппаратных интриг. Президентские выборы так и не обеспечили укрепления стабильности политической системы.

Еще одна аналогия события мая 1999-го. Президентская администрация, сумев довольно безболезненно сместить Примакова и предотвратить импичмент, почувствовала себя свободной от "отдачи долгов" участникам антипримаковской коалиции. В результате многие ее представители (в т.ч. "олигархи", медиа-магнаты, губернаторы) предприняли попытку выстроить альтернативу "партии власти" в виде блока "Отечество Вся Россия", едва не обрушив нынешнюю политическую систему.

Путин без пяти минут президент?

Теперь велик риск того, что в положении Ельцина 90-х окажется Владимир Путин. С аппаратной точки зрения он заинтересован в том, чтобы избежать каких-либо обязательств перед поддержавшими его силами. Вполне на руку премьеру безликость проправительственной фракции "Медведь", руководители которой несамостоятельны и наверняка будут действовать в фарватере исполнительной власти. При грамотной работе в парламенте премьер приобретает возможность получить на ближайшие годы вполне лояльную Думу, способствующую его триумфальному укреплению в президентском кресле. При этом на стороне премьера могут оказаться многие представители ОВР, стремящиеся успеть на подножку уходящего поезда новой "партии власти". Вполне благожелательной может оказаться позиция КПРФ: поэтому исполнительная власть заинтересована в сохранении сильной компартии и даже готова идти на уступки коммунистам в тактических вопросах.

Мало радости в такой перспективе, поскольку возрастает риск того, что законодатели перестанут служить противовесом исполнительной власти и не смогут сдерживать активность президентских структур и правительства. Фактически ликвидирован и другой ограничитель действий исполнительной власти блок "Отечество Вся Россия". Признавая обоснованность многих претензий, которые выдвигались к ОВР, надо, тем не менее, признать: его создание стало шагом к ограничению ее произвола губернаторами и средствами массовой информации. Сохранение "двухпартийной" (проправительственные силы и ОВР) системы было бы важным шагом в направлении конкурентной политики.

В июне избирателю пришлось бы выбирать не просто между "сильными личностями", но и между политическими коалициями с различными программными ориентирами. В результате победитель выборов оказался бы более серьезно связан обязательствами перед союзниками и не мог бы формировать состав правительства и его курс по собственному усмотрению.

МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4299, 06 января 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
Aport Ranker       [ с 14.01.2000:   ]