ВЗГЛЯД С ЗАПАДА

 

[6/7]

     Итак, мы полагали, что рождественские и новогодние дни пройдут среди бесед, описаний и рассказов из вышеуказанных категорий, а что касается политики, то продолжатся корреспонденции о чеченской войне, да, может быть, что-нибудь будет сказано об очередной операции "чистые руки", на этот раз организуемой в Германии и направленной против христианских демократов, олицетворяемых бывшим канцлером Колем, то есть человеком, который после своих предшественников и соотечественников Аденауэра и Эрхарда больше всех сделал для своей родины и очень много для Европы, в том числе и для России.

     Но 31 декабря мы узнали, что все обстоит совсем иначе. О том, что президент Ельцин может досрочно уйти в отставку, уже ходили слухи в последние недели, но никто в них особенно не верил: царило убеждение, что он слишком привязан к власти, чтобы по своей воле от нее отказаться, и были даже органы информации, на Западе и на Востоке, которые строили разные предположения о том, каким образом президент Ельцин мог бы еще продлить свой срок, хотя это и казалось трудноосуществимым. Как обычно бывает в России (к сожалению), все случилось как раз тогда, когда никто уже этого как будто не ожидал, к тому же в выходные дни, длившиеся в России долго, с явным расчетом на то, что никто не успеет опомниться и отреагировать. Мы сказали к сожалению. Печально то, что такого рода сюрпризы неизбежно заставляют думать о дворцовых переворотах и недоумевать, почему и зачем все делать исподтишка и методами заговора?   [На снимке. Резиденция Горки-9, 20 октября 1999 года. Борис Ельцин проводит одну из своих встреч-заседаний].

     Речь, произнесенная президентом при объявлении об уходе в отставку, очень хороша и тронула, надо полагать, большинство тех, кто ее слышал, хотя и появились уже в России "пиарщики", хвастающиеся тем, что они сочинили и ее, и несколько других мол, на выбор. Всем известно, что редко президенты пишут свои выступления, но все же они дают указания, а если даже Ельцин только выбирал между разными вариантами, то выбрал он удачно и умно. Недостает, однако, в этой речи внятного объяснения: почему, собственно, он уходит в отставку за шесть месяцев до истечения своего мандата? Если причина состояние здоровья, то она вполне уважительна и понятна. Но он этого не сказал (даже подчеркнул, что не здоровье причиной), а его объяснение, что надо уступить место молодым, звучит неубедительно.

     Средства массовой информации на Западе и на Востоке в подавляющем большинстве дали одно и то же толкование свершившемуся историческому факту (и, как многие считают, концу эпохи): чтобы избрание Путина на президентский пост было гарантировано, надо провести выборы до того, как станет ясно, что чеченская война вновь превращается в фиаско и худо-бедно установленное перемирие с легкостью может прерваться (итальянская пресса сообщает, что Путин хочет провести президентские выборы даже раньше марта). За этим толкованием стоит убеждение, несколько раз выраженное почти всей мировой прессой, что популярность Путина основана целиком на успехах на чеченском фронте и на так называемом восстановлении за Россией статуса сверхдержавы. Лишь редкие комментаторы высказывали предположение, что Путин может нравиться российским избирателям как тот самый "сильный человек", якобы способный навести порядок в стране, о котором многие мечтали (во всяком случае на словах); война же как таковая тут может быть лишь одним из эпизодов, доказывающих, что у него есть эта способность к "наведению порядка".

 

< <  К началу обзора  |||    Предыдущая часть  |||   Заключительная часть  > >

 

ИРИНА ИЛОВАЙСКАЯ


Рим


©   "Русская мысль", Париж,
N 4299, 06 января 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
Aport Ranker       [ с 14.01.2000:   ]