РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

 

Они оставили
блестящий след
в культуре русского Парижа


Владимир Иванович Поль

К 125-летию со дня рождения

Владимир Иванович Поль родился в первый день 1875 г. в Париже. Его отец, специалист по нервным болезням, приехал в Париж защищать диссертацию. Мать, пианистка, была его первой учительницей. Музыкальное образование получил в Киевской консерватории сразу по двум специальностям: по классу рояля и по теории музыки. До революции В.И.Поль состоялся в первую очередь как композитор. Писал романсы на стихи Тютчева, А.К.Толстого, Майкова, Шелли, Северянина, Клычкова, Ахматовой, музыку для театра.

Революция застала Поля и его жену певицу Анну Ян-Рубан в Крыму, летом 1922 г. они эмигрировали в Константинополь, затем жили в Германии и наконец в 1925 г. перебрались в Париж. Здесь, в Париже, впервые за последние годы супруги почувствовали себя как дома. В одном из своих первых писем из Парижа Анна Михайловна писала:

"Странно: верно в первом воплощении я жила в Париже, потому что не почувствовала себя чужой или потерянной, а, напротив, как будто попала домой. Ходим по Парижу, знаем его улицы очень хорошо и любим... Я скажу парадокс: Париж напоминает Москву. Полное отсутствие вылощенности, грязноватость и рядом с красотой и величавостью соборов захолустные переулки провинциального города" ("Возрождение", 1965, N157).

В Париже В.И.Поль активно включился в музыкальную и общественную жизнь русской колонии. Он вошел в комиссию по составлению музыкальных программ ежегодных Дней русской культуры, начал преподавать в Русской консерватории по классу рояля, вести там занятия по теории и истории музыки, гармонии, свободному сочинению, контрапункту, позднее участвовал в работе "Очага русской культуры", в заседаниях Научно-философского общества, регулярно устраиваемых в Институте биотерапии, выступал с лекциями на темы "Гармония и энциклопедия музыки". Одним из его первых музыкальных выступлений, упомянутых прессой, было участие в качестве пианиста и аккомпаниатора (когда он аккомпанировал, "его рояль звучал, как оркестр") на встрече Нового, 1926 года в редакции газеты "Возрождение".

С 1927 г. имя Владимира Поля неизменно появляется на афишах едва ли не всех крупных событий русской музыкальной жизни в Париже. Вокальные произведения Владимира Ивановича входили в 30-е годы в репертуар хора Богословского института. Воспитанники класса профессора В.И.Поля вместе со своим педагогом были постоянными участниками ежегодных публичных концертов лучших учеников Русской консерватории.

15 февраля 1931 г. произошло событие, сыгравшее огромную роль в культурной жизни Парижа: на учредительном собрании деятелей культуры, проходившем в зале Гаво, было решено образовать Российское музыкальное общество за границей (РМОЗ). Общество ставило своей целью пропаганду русской музыки, сохранение традиций русской музыкальной культуры, объединение русских музыкантов в эмиграции, оказание им помощи. Владимир Поль был одним из его учредителей и с первого дня бессменным членом правления. Добавим к этому, что в 1952 г. Поль стал директором Русской консерватории (сменив на этом посту А.К.Требинского), оставаясь ее почетным директором до самой смерти.

Современники В.И.Поля отмечали его необычайную многогранность. Он прекрасно разбирался в естественных науках, был увлечен кристаллографией, изучал философию, учение йогов и секреты их долголетия (к философскому мировоззрению Поля и его познаниям в оккультных науках проявлял неподдельный интерес Н.О.Лосский), еще в студенческие годы он проявил себя способным художником (одно время даже учился в Киевском художественном училище) и остался верен своему пристрастию художника и в годы эмиграции. Его коллега по консерватории, профессор-скрипач Алексей Андреев вспоминал, что стены парижской квартиры Владимира Ивановича сплошь были увешаны его собственными картинами, на столе альбомы с рисунками и эскизами. "Можно было думать, что эти произведения принадлежат кисти знаменитого художника. В его картинах и набросках много света, красочности, перспективы и большое техническое мастерство", писал Андреев о работах Поля ("Возрождение", Париж, 1962, N128).

Из других областей деятельности этого удивительно разностороннего человека отметим еще его работу в течение нескольких лет в качестве председателя в Беляевском попечительском совете организации, ведавшей всем нотным издательским делом за границей, и его участие в собраниях масонской ложи "Свободная Россия", членом которой он состоял с 1932 года.

Владимир Иванович Поль скончался в Париже 21 июня 1962 года, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Дмитрий Семенович Стеллецкий

К 125-летию со дня рождения

В тот же день и тот же год, что и В.И.Поль, появился на свет еще один человек, чье имя так же прочно вошло в историю русской культуры, в историю русской эмиграции. Дмитрий Стеллецкий родился в Брест-Литовске, в семье военного инженера. Окончил Академию художеств в Петербурге, получив звание художника-скульптора. Свою творческую деятельность художник начал с раскрашенной скульптуры из дерева и гипса. Одной из первых его вещей был тиражированный для широкой продажи бюст Козьмы Пруткова, затем последовали статуэтки "Марфа-посадница", "Знатная боярыня" и др. В 1906-1912 гг. он выполнил скульптурные портреты известных художников и артистов (О.Преображенской, А.Головина, В.Серова и др.), принимал участие в выставках "Мира искусства".

В годы перед Первой Мировой войной главное в его творчестве обращение к Древней Руси, возрождение древнерусского искусства. На выставке "Мира искусства" в Петербурге в 1910 г. художник показал иллюстрации к "Слову о полку Игореве", работу над которыми начал еще в студенческие годы (их, по совету В.Серова, приобрела Третьяковская галерея). В сотрудничестве с В.А.Комаровским он выполнил роспись храма-памятника на Бородинском поле. Обращался он и к театральному искусству. Александр Бенуа писал о его эскизах декораций к "Царю Федору Иоанновичу": "...точно с закоптелых древних стен сошли суровые образы святителей или колдунов, и эти бредовые фигуры зачали какой-то страшный литургический хоровод, в котором неминуемо (если бы все удалось на сцене) должны были бы потонуть и самая фабула и все душевные переживания действующих лиц. Остались бы только чудесные, несколько монотонные, но чарующие, ворожащие узоры и плетения Стеллецкого" ("Аполлон", 1911, N4).

В 1914 г. Дмитрий Семенович приехал во Францию, которая стала его второй родиной. Он расписывает походный храм для русских, сражающихся на французской территории, декорирует частные виллы на юге Франции, постоянным участвует в ежегодных парижских салонах, показывает свои работы на выставках русского искусства в Венеции, Брюсселе, Белграде, Праге и др.

В середине 20-х годов Стеллецкий вновь обратился к театру. 24 января 1925 г. театр "Гамаюн" показал лирическую сказку-балет "Иван-Царевич" на музыку А.Эйхенвальда с декорациями Стеллецкого. 1 октября 1926 г. театр Никиты Балиева "Летучая мышь" начал новый сезон премьерой театрального номера "Обряд русской свадьбы" по мотивам оперы "Руслан и Людмила" в оформлении Стеллецкого. В своем творчестве художник и во Франции продолжал оставаться последовательным пропагандистом древнерусских традиций в искусстве, проявляя при этом редкую независимость характера, "неуступчивую художественную честность" (слова А.Бенуа). Вера Бунина вспоминала рассказ Стеллецкого о том, как Дягилев предлагал ему писать декорации и костюмы для балета из жизни Христа. Художник отказался, сказав: "Во-первых, я дворянин, во-вторых, я русский дворянин, а в-третьих, я православный русский дворянин. Вы на смертном одре вспомните мои слова" (Устами Буниных. Т.2. Франкфурт-на-Майне, 1981).

1925 год стал, пожалуй, самым знаменательным в жизни художника: с его участием было организовано общество "Икона", и он получил заказ на роспись иконостаса и храма Сергиевского подворья. Общество "Икона" ставило своей целью изучение и охрану древней иконы, проведение выставок иконописцев, объединение ценителей русской старины. На первом общем собрании Стеллецкий был избран в совет общества, он участвовал во всех выставках иконописцев, многие годы оставался одним из самых деятельных участников общества.

Роспись церкви Сергиевского подворья самое значительное и самое известное творение Стеллецкого. "Дмитрий Семенович был до мозга костей русским православным человеком и все свои дарования он прежде всего готов был принести в дар Православной Церкви... он воздвиг себе незабываемый большой памятник одной из самых крупных работ своей жизни росписью храма Сергиевского подворья", писал один из основателей подворья Михаил Осоргин. ("Церковный вестник Западно-Европейской епархии", 1947, N6). Работу по росписи художник выполнил в предельно короткие сроки. Работал он без колебаний, заранее представляя себе во всех деталях всю общую композицию росписи. Лики святых на иконах, которые сам Стеллецкий не дописывал, выписывала его сотрудница по росписи храма кн. Е.С.Львова.

Дмитрий Семенович скончался 12 февраля 1947 г. в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа, там же похоронен на русском кладбище. Последние два года жизни, проведенные художником в этом доме, были для него особенно тяжелы: быстро надвигалась слепота. "В глаза же приближавшейся смерти, говорил о нем о. Александр Семенов-Тянь-Шаньский, он смотрел прямо. И он был прав в этом последнем бесстрашии; горькое, но в то же время исключительно светлое чувство, которое неудержимо разгоралось в сердце во время его погребения, верится, является непреложным свидетельством того, что Господь примет в Свою небесную храмину Своего раба, который в своей жизни с такой ревностью старался сделать земные обители и храмы подобными обителям небесным" ("Вестник церковной жизни", Булонь, 1947, N8).

Прибавим, что 11 ноября 1961 года в Сен-Рафаэле состоялось торжественное освящение вновь построенного храма во имя св. Архангела Рафаила при Русском старческом доме. Освящение совершили епископы Мефодий и Антоний в сослужении русского православного духовенства. Храм был сооружен по проекту архитектора Н.И.Цветкова (добровольно и бесплатно), внутреннее украшение храма выполнила Марианна Бер, царские врата Тамара Ельчанинова, двадцать икон написано Дмитрием Стеллецким.

ЛЕВ МНУХИН


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4299, 06 января 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
Aport Ranker       [ с 18.01.2000:   ]