ВЗГЛЯД С ЗАПАДА

 

Поделиться богатствами

Эту тенденцию мы уже отмечали в обзорах прошлого года. С ней, вероятно, связано и то, что мы прочитали в ряде газет разных стран (Франции, Италии, США, Германии) об изменении отношения к проблеме бедности в мире, как индивидуальной, так и охватывающей общества, страны, регионы мира. К этой теме относится и давно идущая дискуссия о необходимости добровольно поделиться богатствами, списать долги бедных или обедневших стран и, конечно, об индивидуальной солидарности и о том, что уже не хотят называть благотворительностью, а предпочитают называть человеческой солидарностью.

Известная американская журналистка Флора Льюис обратилась к теме "будущего бедных" с точки зрения, характерной для нашего времени: она говорит о "глобализации", ведущей к тому, что уже нет возможности делить мир на изолированные регионы и предполагать, что происходящее в одном из них не касается всех остальных. "Богатые, пишет автор статьи, более чем когда-либо обязаны и просто вынуждены тревожиться по поводу существующего неравенства и его последствий в тех регионах мира, с которыми они намерены устанавливать экономические и торговые связи. Бедные же со своей стороны все более отдают себе отчет в том, что могли бы жить в лучших условиях". Конечно, это одна из причин (помимо войн, государственных переворотов и этнических чисток), которые привели к массовому переселению народов эмиграции и иммиграции таких размеров, которых не знала, пожалуй, ни одна предшествующая эпоха. В свою очередь, это создает немало проблем, но и тут поведение и образ мышления как отдельных людей, так и общественных и государственных организаций заметно меняется: все понимают, что остановить этот процесс невозможно. А раз невозможно, то надо стараться улучшить положение тех беженцев, которые не могут жить у себя на родине из-за войн или репрессий. Их надо принять и как-то устроить, а тех, кто бежит от бедности, надо именно от бедности избавить и защитить у них на родине. Иными словами, мы вновь возвращаемся к разговору о том, чтобы поделиться богатствами, но не принудительно, а добровольно.

Разумеется, все эти темы не новы для христиан, исповедующих свою веру не только на словах, но и на деле. В связи с этим вышла в свет книга, о которой сообщает итальянская пресса: "История благотворительности". Один из авторов книги, Луиджи Медзадри, преподающий историю Церкви в Папском Григорианском университете, говорит по этому поводу: "Надо было рассказать историю "другой" Церкви не той, которой принадлежат величественные храмы и громадные здания, а малоизвестной Церкви приютов для больных, бездомных, инвалидов, нищих, прокаженных и т.д. Это та история, о которой, как правило, известно очень мало, а то и вовсе ничего, словно ее и не было. Историк Церкви не может не задуматься о ее великих искушениях об искушении властью, о меценатстве, которое содействует расцвету культуры и в то же время именно в периоды особенно активного меценатства и рождения шедевров, финансируемых Церковью, порождает разрыв между нею и народом Божьим. Поэтому и возникло у нас желание рассказать о служении Церкви в течение веков и тысячелетий, о Церкви, которая в нищем и обездоленном видит образ Христа, а не угрозу беспорядков и переворотов, нарушения установленного порядка". Авторы книги (соавтор Медзадри Луиджи Нуово, тоже историк Церкви) рассказали об этом аспекте ее истории сжато и скромно, но достаточно для того, чтобы напомнить, в какой мере сострадание, помощь нуждающимся (в наши дни ее принято называть "гуманитарной") и человеческая солидарность испокон веков были постоянной стороной деятельности Церкви, важнейшей для нее самой.

Продолжение обзора: часть 3-я

ИРИНА ИЛОВАЙСКАЯ


Рим


©   "Русская мысль", Париж,
N 4300, 13 января 2000 г.

[ 2 / 6 ]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
Aport Ranker       [ с 22.01.2000:   ]