РОССИЯ СЕГОДНЯ

 

Неослабевающие в усердии

Вручены премии 1999 года "За подвижничество"

Слово "подвиг" пришло в русский язык давно. Иэ славянского, а, вернее, из сделанных еще учениками Кирилла и Мефодия переводов посланий апостола Павла. Славянскому "подвиг" соответствует греческое слово "агон", что означает "рывок" шаг или поступок, совершенный в момент полной мобилизации всех сил и ресурсов, которые есть в человеке. Подвиг это нечто такое, что совершается не ежедневно, а в редких случаях, иногда, один раз за всю жизнь, но всегда в результате какого-то особенного внутреннего или душевного порыва.

Но есть и другое русское слово "подвижник". Это тот, чья жизнь вся от начала и до конца превратилась в ежедневный, некончающийся подвиг, а проще говоря в подвижничество. О том, что это такое, лучше всего говорит опять-таки апостол Павел, когда призывает своего читателя никогда не ослабевать в усердии (Рим 12:11) и не унывать, делая доброе, зная, что тот, кто не расслабляется, непременно увидит плоды своих трудов (Гал 6:9).

Не ослабевать, не унывать и не расслабляться подвижнику абсолютно необходимо, ибо суть подвижничества заключается именно в том, что он остается неузнанным. Его деятельность, важная и общественно значимая, окружающими воспринимается как чуть ли не безумие, юродство, как нечто, быть может, и прекрасное, но, вне всякого сомнения, обреченное на провал. Труд подвижника оценят потом, в будущем, когда его уже не будет, его поймут непременно, и имя его "прочитают в учебнике дети", но postea, позднее, как минимум через десятилетия.

Попав в Россию, Джордж Сорос пришел к выводу, что жизнь у нас начнет изменяться только в том случае, если мы начнем узнавать своих подвижников быстрее. Узнавать не для того, чтобы рисовать их портреты и украшать ими парадные залы, но чтобы сразу включаться в их работу и, осмысляя суть их подвига, присоединяться к их деятельности. Именно поэтому три года тому назад он учредил премию "За подвижничество".

В 1997 г. среди лауреатов была Светлана Долгополова, в одиночку и вопреки всему спасшая подмосковное Мураново музей Ф.Тютчева и Е.Боратынского, его коллекции и усадьбу вокруг него. А также Светлана Ганнушкина математик и организатор общественного движения в защиту прав беженцев. Именно она сумела опротестовать решение правительства Москвы, согласно которому детей, чьи родители не имели регистрации, перестали принимать в московские школы. Постоянно споря с Федеральной миграционной службой и жестко критикуя ее работу, С.Ганнушкина постоянно находится не в конфронтации, но в диалоге с этой структурой, что невероятно трудно, но по-настоящему эффективно.

На следующий год премию получил священник Михаил Резин из Ардатова. Вернувшись в начале девяностых годов вместе с женой и пятью детьми из благополучной Германии (где он долгое время думал осесть навсегда), будущий отец Михаил стал священником в Нижегородской епархии и взялся за восстановление Знаменского собора в Ардатове. К работе по восстановлению собора он привлек мальчиков из местной детской воспитательной колонии, которую вообще начал опекать всеми силами.

Так называемые "воспитанники", в сущности заключенные, стали его друзьями. Сегодня отец Михаил со своими прихожанами и единомышленниками работает в трех колониях, где уже коренным образом изменилась атмосфера и, главное, появилась надежда на то, что после освобождения мальчики не вернутся обратно, только уже в колонию для взрослых.

Еще одним лауреатом прошлого года был Юрий Вэлла поэт-оленевод и знаток культуры хантов и ненцев, создавший Варьеганский музей под открытым небом и собравший огромный этнографический архив. Когда музей превратился в подлинный центр жизни местного сообщества, Вэлла оставил работу в нем, купил оленей и уехал вместе с семьей на стойбище. "Мое стойбище, говорит Юрий Вэлла, это тоже музей. Мои гости получают возможность узнать и понять, что такое традиционный образ жизни северного оленевода".

4 февраля 2000 г. в Белом зале Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве президент института "Открытое общество" (Фонд Сороса) Екатерина Гениева вручила премии "За подвижничество" за 1999 г. пяти лауреатам. Ими стали Владимир Щербаков, Артур Кривощеков, Тамара Шишхова, Рюрик Лонин и Евгений Афонин.

Владимир Щербаков выпускник Военно-медицинской академии в Петербурге, полковник и судмедэксперт. Он живет в Ростове-на-Дону, где работает в лаборатории по идентификации тел погибших в Чечне солдат. Его главная задача установить, чье именно тело Щербаков лежит перед ним, чтобы родители смогли похоронить своего сына, а в рефрижераторах его лаборатории в Ростове, в этом страшном пантеоне чеченского кошмара, не осталось бы неопознанных трупов.

Чудовищно слышать, когда мать одного мальчиков, тело которого было идентифицировано Щербаковым, говорит его коллегам: "Теперь я самая счастливая", но всякий, кто терял близких, согласится, что нет ничего более страшного, чем не иметь даже возможности прикоснуться к гробу сына. Убитого. Неопознанного. Неизвестно где похороненного, а быть может, и вовсе не погребенного. Владимиру Щербакову неоднократно предлагали кремировать тела неопознанных солдат, и всякий раз он резко отказывался от этого, ибо считает, что на Земле не должно быть безымянных могил.

Этой же точки зрения придерживается Артур Михайлович Кривощеков, возглавляющий общество "Мемориал" в Коми-Пермяцком автономном округе. В окрестностях города Кудымкара, близ местечка Сухой Лог, Кривощеков обнаружил место массовых расстрелов, которое нельзя даже назвать кладбищем, ибо расстрелянных здесь не хоронили, а просто сбрасывали в овраг и присыпали землей. Благодаря его поистине подвижнической деятельности была приоткрыта правда и о спецпереселенцах поляках и литовцах, вывезенных в Коми-Пермяцкий округ и погибших на лесоповале.

"Ни одно место, говорит Артур Михайлович, где находится прах хотя бы одного репрессированного, не должно остаться безымянным". Щербаков устанавливает личность тех, кто погиб совсем недавно, Кривощеков борется за правду в отношении расстрелянных шестьдесят с лишним лет тому назад, но оба они заняты делом, без которого Россия никогда не станет нормальной страной, восстановлением правды о том, как безжалостно государственная машина бросает в свою мясорубку человеческие жизни. Ибо только тогда люди перестанут быть толпой, с которой можно делать все, что хочешь, и превратятся в зрелое и ответственное общество, когда осознают, до какой степени ценна и уникальна всякая человеческая жизнь и судьба каждого, а не только маршала или генерала.

Еще один лауреат премии "За подвижничество" Тамара Махмудовна Шишхова из Адыгеи, основательница движения "Ны хасэ" "Союз матерей". Шишхова участвовала в примирении противоборствующих сторон в грузино-абхазском конфликте, вела переговоры с чеченцами в целях освобождения взятых в плен российских солдат, а в начале нового конфликта на Кавказе сразу же выехала в Ингушетию, чтобы организовать систематическое снабжение чеченских беженцев гуманитарной помощью.

Она регулярно помогает Троицкому детскому дому-интернату для умственно отсталых детей в Ингушетии, а сейчас занимается тем, что налаживает бесплатное питание для студентов в Майкопе. Тамара Шишхова мусульманка. К тем своим единоверцам, которые не держат поста, она обращается с призывом заменить его пожертвованиями в пользу беженцев из Чечни. "Пусть хоть по десять рублей дадут, уже хоть что-то будет. Вы не представляете, говорит она, что делается там, в Ингушетии".

Очертить границы тех дел, которыми занимается Тамара Махмудовна, довольно трудно. Она все время берется за новые и новые инициативы, ибо везде много проблем и остро не хватает людей. Тамара Шишхова настоящая мать. Всегда в белой блузке и черном английском костюме, она похожа на учительницу былых времен; всегда бесконечно печальная и удивительно добрая к каждому, мне, православному священнику, она, идущая к Богу Невидимому путем пророка Мухаммеда, кажется настоящей монахиней. И это неудивительно, ибо Бог един, Бог Авраама, явившийся у купины Моисею. Ведь именно об этом прямо говорит Коран. Настоящая подвижница в любом смысле этого слова.

В этом году премии был удостоин еще один военный майор Евгений Афонин, создавший при своей части взвод из 15 школьников, мальчиков-сирот из детских домов и интернатов города Кинешмы. Его называют "майором-мамой". Последний лауреат Рюрик Лонин из села Шелтозеро в Карелии, собиратель предметов быта и культуры вепсов, старинной утвари, документов и фольклорных материалов. Электрик по специальности, давно уже ставший настоящим ученым.

Так получилось, что когда Джордж Сорос впервые вручал лауреатам премию "За подвижничество", из фойе в Колонный зал, где проходила эта церемония, донеслись звуки вальса, написанного Георгием Свиридовым, для кинематографического воплощения пушкинской "Метели". "На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали... метель не утихала...", писал некогда Пушкин. И далее: "Дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею... метель не утихала..."

Этот вальс стал символом, отличительным знаком премии института "Открытое общество". История России действительно похожа на метель, которая на этом бескрайнем пространстве все никак не может остановиться. Гармонию и любовь может внести в нее только человек, когда он не боится завывания этой бури. Невооруженный и почти юродивый. Одним словом подвижник.

Свящ. ГЕОРГИЙ ЧИСТЯКОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4304, 10 февраля 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...    
  [ с 14.02.2000:   ]