ВЗГЛЯД С ЗАПАДА |
Сегодняшний обзор мы начнем со статьи, которая появилась на страницах миланской газеты "Коррьере делла сера" за подписью Владимира Путина, а вскоре в Интернете был опубликован русский текст той же статьи, надо полагать ее оригинал, хотя можно вспомнить о статьях, подписанных Горбачевым, которые печатались в другой итальянской газете, "Стампа", и о которых ходили упорные слухи, что их за него писал кто-то прямо по-итальянски. В данном случае, сверив оба текста, по-итальянски в газете и по-русски в Интернете, мы убедились в том, что есть небольшие неточности в переводе, но смысла они существенно не меняют. Зато немедленно начался спор между Кремлем и "Коррьере делла сера", когда кремлевская пресс-служба опровергла аутентичность текста, а итальянская редакция предъявила доказательства, что текст был получен из Кремля и, по-видимому, авторизован.
Так или иначе, совершенно понятно, что это операция по успокоению капиталистических кругов и демократической общественности, что, как всем понятно, далеко не одно и то же, но одно оказывает влияние на другое. Правда, газета несколько уменьшила этот успокоительный эффект, прямо поместив приписываемый Путину рассудительный текст посередине страницы, занятой в основном подробным репортажем об ужасах чеченской войны. Статья и.о. президента заканчивается как раз объяснением необходимости этой войны, чтобы противостоять планам создания "Великой Ичкерии", от Каспийского до Черного моря и организации на этой территории базы для террористического исламистского движения в союзе с международными преступными группировками. По мнению Путина, ни один западный лидер в подобной ситуации не мог бы действовать иначе. Репортаж с чеченского фронта сильно уменьшает доверие, которое могло бы возникнуть у читателя к такому заявлению.
Однако, на наш взгляд, самое важное в этой статье то определенно программное заявление, которое в ней содержится, в то время как Путина все время критикуют за отсутствие у него программы, а он, обороняясь, твердит, что программу объявлять нельзя, "иначе вцепятся и раздерут на куски". На самом деле она объявлена в короткой и всем понятной форме и хотя прочесть ее можно и по-русски, никто пока не пробовал "вцепиться и разорвать на куски". Вот она: "России нужна капиллярная система государственного регулирования экономической и социальной сфер. Ей надо отстраниться от широко принятой формулы, согласно которой вмешательство правительства в экономику должно ограничиваться установлением правил игры и контролем за их соблюдением. Россия, вероятно, со временем примет эту формулу, но нынешняя ситуация требует большего влияния государства на экономические и социальные процессы.
Россия нуждается в сильном правительстве. Ей не надо возвращаться к тоталитаризму, ей нужно правовое федеральное правительство, демократическое, но способное добиваться результатов". Не хватает только термина "демократический централизм"; который тоже был придуман для того, чтобы успокаивать собеседников, так же, впрочем, как и "народная демократия". А в общем, понятно, что путь, который предлагается России, очень схож с китайским, о чем не раз уже шла речь.
В прошлом номере, рассматривая так сильно волнующий Европу "казус Хайдера", мы упоминали о его репутации человека, который сначала говорит, а затем думает. С Путиным такое тоже бывает, когда идет прямой разговор, хотя бы и перед телекамерами. Так, в интервью, данном ОРТ, он сообщил телезрителям и интервьюеру Михаилу Леонтьеву, что "обижать нас не надо, так как если кто обидит, в три дня погибнет". Правда, чтобы расправиться с обидчиками-чеченцами, понадобилось гораздо больше, чем три дня, а главное очень много человеческих жизней с обеих сторон, о чем, правда, не говорится, и это, пожалуй, самая страшная сторона всех российских бед. От долголетнего коммунистического владычества осталась непобедимая привычка постоянно и беззастенчиво лгать.
Стараясь разобраться в том, что стоит за многочисленными, многообразными и часто противоречивыми заявлениями нынешних властителей России, нельзя не остановиться на двух сообщениях. Одно из американской "Вашингтон пост": "Российское правительство уведомило администрацию президента Клинтона о том, что оно намеревается отказаться от совместного проекта конверсии ядерных военных реакторов в реакторы, предназначенные исключительно для гражданских целей. Соглашение по этому вопросу, тогда названное историческим, было подписано вице-президентом США и российским премьер-министром Черномырдиным в 1997 г. и считалось одним из главных достижений администрации Клинтона по контролю и сокращению вооружений".
Второе сообщение из парижской газеты "Монд": "Россия превращает в политическую победу соглашение, достигнутое с банками. Владимир Путин прервал свои каникулы, посвященные лыжному спорту, чтобы сказать о своем удовлетворении по поводу соглашения о реструктуризации части внешнего долга России, заключенного в прошлую пятницу между Россией и Лондонским клубом. За полтора месяца до выборов группа частных банков (среди которых банки французские, германские и американские) после полутора лет переговоров согласилась списать более трети долгов Советсого Союза, в общей сложности составлявщих 32 млрд. долларов. Учитывая рост инфляции и проценты, можно считать, что таким образом списана половина долгов. Путин подчеркнул, что России вновь открыт путь в международное финансовое сообщество (после того, как с июля 1999 г. МВФ заморозил все новые кредиты России). Представитель германского государственного банка и президент Лондонского клуба со своей стороны заявили, что кредиторы должны быть довольны достигнутым соглашением, так как еще в декабре прошлого года оно казалось невозможным: Москва требовала тогда, чтобы было списано 40% долгов, а западные банкиры не соглашались больше чем на 35%. Банкиры считают, что они не сделали России подарка: с декабря 1998 г. должник не платил вообще ничего, проценты, которые он задолжал, достигали уже суммы в 3 млрд. долл., и не было никаких средств, чтобы оказать давление на должника, поскольку эти кредиты давались через Внешэкономбанк, не располагающий сегодня вообще никакими средствами. Взамен за предоставленную скидку Лондонский клуб получил перенос кредита под ответственность Российской Федерации, у которой есть средства и против которой есть возможность действовать, если она перестанет платить".
Парижская газета считает парадоксальным тот факт, что реструктуризация долга происходит именно в момент роста всех макроэкономических показателей страны. "Большую роль в таком изменении положения играет повышение цен на нефть. В результате правительство смогло финансировать войну в Чечне, планировать на первый квартал выплату трех миллиардов долларов внешнего долга и в то же время повысить военный заказ на 50 %".
Британская газета "Таймс" сосредотачивает свое внимание на тех сведениях, которые ее корреспондентам удалось собрать о будущих сотрудниках Путина, тех, кого (как пишет "Таймс") он уже пригласил на работу в Кремль после президентских выборов, в победе на которых он совершенно уверен. Все эти будущие царедворцы, которые, по-видимому, быстро должны сменить еще остающихся на своих местах придворных ельцинских времен, по мнению английских журналистов, объединены двумя чертами своих биографий: все из Санкт-Петербурга, и все вышли из рядов КГБ или ФСБ в зависимости от возраста, но ведь по сути дела, считает "Таймс", разницы нет. Газета удивляется одному: что Путин, очевидно, относится к ним с доверием, хотя в его стране никто не доверяет никому, а что касается этих новых властителей, то можно быть уверенным, что они очень скоро перессорятся друг с другом, и нельзя быть уверенными в том, что преданность избравшему их начальнику заставит их преодолеть взаимную зависть, враждебнось и склонность к интригам. Пока один только персонаж получил положительную оценку британских комментаторов: Герман Греф, молодой экономист, которому Чубайс открыл путь в Кремль и который и является, по сведениям английских журналистов, главным автором плана "смешанной экономики" с ограниченной свободой предпринимательства и активным вмешательством государства во все дела. Тут можно было бы заметить чего британские комментаторы не делают, что эксперимент со смешанной, получастной и полугосударственной экономикой был проделан уже несколько десятилетий тому назад послевоенной Италией, освобождавшейся от пут фашизма и стремившейся к экономике либеральной, к которой полностью она так никогда и не пришла; результаты эксперимента были далеко не блестящими.
Что же касается чеченской войны, остающейся по-прежнему в центре внимания западных средств массовой информации, если они вообще занимаются российскими проблемами, то тут мы, пожалуй, приведем только два заглавия, взятые все из того же "Таймса": "Грозный: город, где собаки едят человечину" и "Огонь по чеченским ущельям". Этим, пожалуй, сказано все о единогласном, увы, суждении, которое дается в западной части мира происходящему на Северном Кавказе, но при этом все-таки подчеркнем еще раз: суждение выносится не по сути вопроса, часть мировой общественности может согласиться и с тем, что там действительно существовала угроза масового терроризма, и даже с тем, что государство имеет право сражаться за целостность своей территории (хотя тут, конечно, неизбежно встает вопрос о праве меньшинств и праве народов на самоопределение). Суждение выносится о методах борьбы, о ментальности, которая делает такие методы возможными и не приводит к их решительному и громкому осуждению самой страной.
Заканчивая эту часть нашего обзора, целиком посвященную взгляду на Россию извне (независимо оттого, считать его справедливым или нет, но нам, как мы много раз говорили, необходимо знать правду), мы остановимся коротко на нескольких строках о России, опубликованных в давно нами ценимом и постоянно цитируемом белградском журнале "Република". Он выходит чудом и соответственно чудом и очень медленно доходит до нас в Париже. Страницы, где говорится о сегодняшней России, озаглавлены "Россия после Ельцина", и на них мы наконец читаем то, о чем, как нам кажется, не писал еще никто вне пределов России, а может быть, и внутри страны: "Еще предстоит серьезный анализ политического наследия такой сложной и противоречивой личности, какой, несомненно, является Борис Ельцин. Но так же несомненно и то, что сегодня граждане России пользуются свободой в разных видах и проявлениях, имеют права и располагают возможностями, о которых им нельзя было и мечтать в советские времена, когда они лишены были самых элементарных прав. При этом, конечно, им надо находить решения больших и сложных экономических и социальных проблем. Россия перешла границы, за которой еще возможен был возврат к старой системе. Но надо быть очень осторожными, ибо события в этой стране всегда очень трудно предсказуемы".
Международные средства массовой информации сообщают о приближающихся выборах в Китайской Республике (на Тайване) и о том, как ощетинилась КНР в ожидании этого события: китайское коммунистическое руководство, во-первых, боится, что население острова проголосует за его окончательное отделение от того, что до сих пор на бумаге считалось метрополией, и за создание нового, независимого и суверенного государства; во-вторых, оно втайне лелеяло надежду, что когда-то ему подарят Тайвань, так же, как совсем недавно отдали Гонконг и Макао, не спросив жителей этих бывших колоний, что они думают о такой сделке. Но население Тайваня не сравнить с вышеназванными городами, а США десятилетиями ведут с этим государством без государственного статуса оживленную и весьма для них выгодную торговлю, поэтому эти мечты, что бы ни обещали за их исполнение, представляются совершенно утопическими. Выборы на Тайване будут проходить 18 марта. Американская администрация уже сейчас направила в Пекин делегацию, состоящую из достаточно высокопоставленных и авторитетных политиков и дипломатов, очевидно, для того чтобы уговорить пекинских собеседников вести себя мирно и не предпринимать угрожающих военных маневров для запугивания Тайваня, ибо на такого рода действия США вынуждены будут ответить сходным образом. Можно, однако, предположить, что одновременно оказывается и молчаливое давление на Тайвань во избежание триумфа тех сил, которые поставили себе целью создание самостоятельного государства, никак не связанного с КНР.
Уходя из мира политического, скажем о достойном и благородном (в кои-то веки раз) волнении, которое вызвала в очень многих странах и среди самых разных людей смерть знаменитого автора комиксов, Чарльза Шульца, создателя прославленной во всем мире серии, которая была названа по имени ее главного героя Чарли Брауна. Комиксы, на которые когда-то принято было смотреть с пренебережением или со снисходительной усмешкой как на забаву для малоразвитых людей, постепенно заняли место в художественном и литературном творчестве мира, конечно, при условии, что в их создании участвовали и одаренные писатели, и настоящие художники. Чарльз Шульц как раз принадлежал к этой категории, и все его творчество, вдобавок к его безошибочной выразительности и тонкому остроумию, было окрашено добрым проникновением в человеческую природу и постоянной улыбкой, часто сквозь слезы отчего она была еще ценнее. Удивительное совпадение дня его смерти с днем, когда вышла в свет последняя (по собственному его заявлению) страница его рисунков, было воспринято как своего рода насмешливый и дружеский салют жизни и человечеству.
А в то же время в Германии разыгрывалась драма человеческой жизни, которая вполне нашла бы свое место в творчестве Чарльза Шульца. 28-летняя девушка, от рождения умственно отсталая, написала книгу, только что вышедшую в свет под названием "Ребенок-еж"; книга была принята издательством как произведение не просто высокоталантливое, но, по мнению разных людей, близкое к гениальности. Конечно, сразу загорелся спор: многие среди читателей и критиков не допускают возможности, что такое замечательное литературное произведение могло быть создано человеком, которого придерживаясь давно прижившихся предрассудков и предвзятых оценок считают "ненормальным", и утверждают, что автор книги на самом деле мать Кати Роде. Лишь очень постепенно человеческое общество отказывается от упрощенных и банальных делений на "нормальных" и "ненормальных" и понимает непредсказуемость таланта и невозможность замыкать его в придуманные людьми рамки. "Божественное несчастье Кати Роде" так газета "Монд" озаглавила свой рассказ об этой истории книги и человека.
Тем временем готовится первое юбилейное паломничество Иоанна Павла II. Оно состоится в конце этого месяца, согласно давно уже оглашенному им маршруту, который как бы восстанавливает в своих остановках судьбоносные моменты истории спасения. Первой остановкой будет гора Синай с ее поразительным монастырем Св. Екатерины, с воспоминанием о Неопалимой Купине, с поклонением месту, где Бог открылся человеку, ответив на вопрос Моисея: "Я есмь Сущий". Уже сейчас толпы паломников ежедневно приветствуют рассвет с вершины этой горы. Мы надеемся, что нам удастся как можно подробнее поделиться с нашими читателями всем, что нам самим будет дано узнать и познать в этом предстоящем паломничестве.
ИРИНА ИЛОВАЙСКАЯ
Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4305, 17 февраля 2000 г.
![]() [ с 20.02.2000: |
|
|