ВЗГЛЯД С ЗАПАДА

 

Вызов Сороса Сорос_книга

         В "РМ" N4306 мы опубликовали статью Джорджа Сороса "Кто потерял Россию". На самом деле, насколько мне известно, это глава из готовящейся к печати книги глава, представляющая собой историко-политическую статью о России конца "перестройки" и демократического десятилетия. Статья, на которую, так мы полагали, обязательно откликнутся журналисты-аналитики, а может быть, и политические деятели. Этого, однако, не произошло: никто пока не счел нужным ни согласиться, ни опровергнуть, ни высказать свое мнение хотя бы по поводу весьма серьезного обвинения, которое в статье содержится, а именно: что террористические акты (взрывы домов, вторжение в Дагестан), которые привели ко второй чеченской войне, были задуманы вовсе не чеченскими террористами, а теми, кому в России очень нужна была эта война. Никто также не отозвался на очень суровую критику Джорджа Сороса по адресу западных стран, которые, по его мнению, не сделали для России того, что в свое время было сделано для Германии и других стран Западной Европы и получило название плана Маршалла.

          Предположение о том, что террористические акты и нападение на Дагестан были специально задуманы и проведены в жизнь для того, чтобы разжечь и усилить у народов России жажду сильной власти, которая в свою очередь может привести к диктатуре, высказывалось в России уже давно. В устах такого человека, как Джордж Сорос, который рассказывает о пережитом им лично опыте и не ищет журналистских сенсаций, оно, конечно, приобретает особое значение, и можно только удивляться царящему по этому поводу молчанию и задавать себе все тот же вопрос: а почему же мы молчим?

          Новым в статье Сороса было для меня его строгое осуждение западных стран за их поведение непосредственно перед так называемым крушением коммунизма и после него. Привычно слышать обвинения по адресу России или хотя бы ее правящих классов; обвинения носят очень простой характер: "Нам дали, а у нас все разворовали". Воровства, несомненно, было немало, хотя тут, как мне кажется, нередко применяются традиционные советские критерии и поэтому оценка того, что есть воровство, а что таковым назвать нельзя, далеко не всегда бесспорна. Но до сих пор мне не доводилось встречаться с западным деятелем, который считал бы, что все беды России вытекают из недостаточной щедрости той части мира, к которой он сам принадлежит.

          По сути дела мне кажется, что Джордж Сорос совершенно прав, но, может быть, он что-то недосказал в своей статье. План Маршалла был далеко не только материальной поддержкой и участием в разумной экономической и социальной организации переживших тоталитарную трагедию стран. Он был включением этих стран в нормальный, здоровый и не отказавшийся от моральных и этических принципов мир. Недаром одним из основных лозунгов плана Маршалла, относившихся ко Второй Мировой войне, лагерям смерти и нацизму, были знаменитые слова, звучавшие как клятва и заклинание: "Never more" "Никогда больше". Вот этого "никогда больше" мы не произнесли, и никто из наших западных собеседников, в том числе и тех, кто как раз щедро нам помогал, не потребовал от нас такого обещания. А ведь от Германии потребовали, да еще как настойчиво и твердо.

          Вспоминается беседа с американскими друзьями, в то время (конец перестройки) еще поддерживавшими "Русскую мысль". Они задали мне вопрос: вот, коммунизм подошел к концу своего существования, как вы смотрите на будущее? Надо ли проводить "декоммунизацию", наподобие "денацификации", или лучше постараться дать людям шанс самим прийти в себя и жить и работать нормально? Я ответила вопросом: а как вы смотрите на преступления коммунизма? Ведь их было не меньше, чем те, которые привели вас к идее о необходимости "денацификации", то есть не столько наказания людей (как раз меня как христианку это меньше всего волновало, ибо "Мне отмщение и Аз воздам"), сколько осознания того извращения мышления, совести и души, которые делают такого рода преступления не только возможными, но и неизбежными. Один из моих собеседников встал и поцеловал мне руку. Но все остальные (большинство) замерли в ледяном молчании. Помню, тогда я спросила себя, не подписала ли я своей рукой смертный приговор "Русской мысли" ровно в тот момент, когда газета становилась, на мой взгляд, особенно нужной в России?

          "Русская мысль", слава Богу, еще живет и имеет возможность свободно говорить правду, но уже без всякой помощи от промолчавших тогда людей. "Никогда больше" относилось к нацизму к коммунизму его применить отказались. Несомненно, сами мы несем за это великую ответственность. Но в России многие могли действительно не понимать, не знать, не иметь возможности сравнения. Однако те, кто разговаривал с нами из мира, где все эти этапы были давно (хотя и по-иному, всюду по-своему) пройдены, и кто всегда провозглашал первым и основополагающим критерием в своих действиях соблюдение прав человека и уважение к человеческой личности, они-то могли хотя бы начать эту дискуссию. Но впечатление все время создавалось такое, что они во что бы то ни стало хотят ее заглушить. Джордж Сорос своими действиями, созданием своих фондов, многообразной и широкой по замыслу помощью говорил как раз об этом делами. Гораздо меньше, как мне кажется, словами. А это была та ситуация, в которой слово необходимо не меньше, чем дело.

          Конечно, капиталистический фундаментализм (очень яркое, кстати, выражение, придуманное Соросом и звучащее в унисон со многими высказываниями Папы Иоанна Павла II) не выход из положения, не панацея. Для того, чтобы он стал здоровым и справедливым, нужны этические основы и ясное понимание того, что есть ошибка и что есть грех. Мне представляется чрезвычайно важным, поворотным пунктом в истории отношений между западными странами и Россией заданный Соросом вопрос: кто же ее Россию потерял? Но сейчас настала наша очередь не отмалчиваться и не принимать очередную утопию (смертельно опасную) о возможности замешивания некоего коктейля из добра и зла и извлечения из этой смеси якобы благоразумной пользы.

ИРИНА ИЛОВАЙСКАЯ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4308, 09 марта 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
[ с 12.03.2000:   ]