РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

runet

РУНЕТ

Православие в Сети

Новые технологии
быстрее всех
освоили консерваторы

Еще несколько лет назад в разделе "Религия" поисковой системы "Rambler" в популярности соревновались сайты последователей древней магии и тантристов. Православие в то время присутствовало в Рунете в своем наиболее официальном виде - сайта Московской Патриархии, который был для пользователей Интернета одним из главных источников информации об РПЦ. Такое положение выглядело совершенно естественным. Отношение немалого числа священников и монашествующих к самому факту существования компьютера и Интернета в середине 90-х формулировалось довольно просто и обозначалось как происки антихриста. Соответственно и обращаться к ним категорически не рекомендовалось.

Тем не менее ситуация и позиция православия в российской сети резко изменилась буквально за последний год. С одной стороны, количество сайтов, посвященных православию, заметно увеличилось. С другой стороны, возросла их популярность. Сегодня первые места в "топ-двадцатке" религиозных сайтов стабильно занимают православные сайты, хотя общий уровень посещаемости религиозных страниц довольно низок: даже на самых популярных из них - это первые пять мест в "Rambler" - количество читателей, как правило, не превышает 450 человек в день. Показатели остальных колеблются в диапазоне от ста до 5-8 человек в день.

Одно из первых мест в рейтинге религиозных сайтов стабильно занимает официальный сервер Русской Православной Церкви. Он довольно прост РПЦ-сайт по дизайну, удобен для поиска и содержит наиболее полную и точную информацию официального свойства: биографические и исторические справки, речи и обращения Патриарха, пресс-релизы отдела коммуникаций ОВЦС МП, а также довольно качественные фотоиллюстрации к мероприятиям, проходящим с участием церковных руководителей. Сайт носит исключительно информационный характер и не предлагает пространства для обсуждения тех или иных актуальных церковных вопросов. Скорее всего, его высокая посещаемость объясняется стремлением пользователей сети получать информацию о Церкви из первых рук, что дает наибольшую гарантию ее достоверности.

Куда более неформальный характер носят сайты, популярность которых также велика и день ото дня растет - сервер "Rus-Sky" ("Русское небо"), выпускаемый, как следует из копирайта, Русским православным сетевым братством, и "Православие-2000" - сетевое издание Сретенского монастыря.

Первый отличается ярко выраженным национал-патриотическим уклоном со значительной долей антисемитизма, который заметен невооруженным взглядом практически во всех разделах - от размещенных на сервере книг до публикаций по современным вопросам. В разделе "Публицистика" можно найти не только перепечатки статей из газеты "Русский вестник" или журнала "Наш современник" (с замечаниями типа: "Рост числа священников-выкрестов в РПЦ неизбежно приведет к ее новым разделениям, расколу и смуте"), но и статьи из западной прессы на тему вывоза русского капитала, в которых главным фигурантом является Семен Могилевич. Публикуя большое количество литературы о "жидо-масонском заговоре" авторы сетевого издания подчеркивают: "Мы хотели бы помочь читателям восстановить выдранные страницы нашей истории, осмыслить причинно-следственные связи событий в их логической и закономерной последовательности, а не только в бесславной и трагической".

"Православие-2000" носит более выдержанный характер и при общей консервативной направленности как сетевое издание претендует на определенную солидность. Сайт сделан очень профессионально, на нем предусмотрено большое Православие-2000 число рубрик, и некоторые из них пока остаются незаполненными. Наиболее полно представлены разделы новостей и аналитики, довольно оригинально анонсированные в рубрикаторе. Новости сопровождает предупреждение: "Нет ничего нового под солнцем". Аналитическое обозрение - не менее красочное: "Во многой мудрости много печали". Тематика аналитических статей довольно разнообразна: это и размышления кандидата исторических наук Н.Нарочницкой о том, как Запад заталкивает Россию в геополитическую резервацию, и обвинения Р.Баландина по адресу "предателей-политиков" и продажных журналистов, повинных в падении уровня рождаемости и росте смертности россиян, и разоблачения козней Российской ассоциации планирования семьи.

В отдельную рубрику "Шенгенская виза" выделено обсуждение грядущего введения индивидуальных налоговых номеров, которое, как предполагают организаторы сайта, выльется в глобальный электронный контроль за гражданами. Однин из программных материалов рубрики - обращение православной общественности Барнаула к местному епископу Антонию против "принудительной идентификации" российского населения. "Принятие индентификационного номера означает добровольное подчинение системе тотальной слежки, запечатленной к тому же символом 666, - почти то же самое, что принятие печати антихриста, то есть равносильно отречению от Христа", - говорится в нем. Впрочем, справедливости ради необходимо отметить, что там же можно найти и мнения, из которых следует, что бояться ИНН особенно нечего. Правда, мотивировка этой точки зрения выглядит довольно своеобразно: "Идея широкого внедрения банковских карточек у нас потерпела крах, и к ней не скоро вернутся, есть дела поважнее: война, подъем экономики путем ее государственного регулирования. Покрывает нас Пресвятая Богородица," - пишет Андрей Гусак из Центра безопасности РИМИ.

К этим двум сайтам идеологически примыкает сайт православного информационного агентства "Русская линия", учрежденного Обществом ревнителей памяти митрополита Иоанна. По активности и популярности он значительно уступает и "Русскому небу" и "Православию-2000", однако носит гораздо более выраженную "антиеретическую" направленность. К примеру, это был единственный сайт в Рунете, где новость о визите в Москву армянского Католикоса комментировалась как прием, политически оправданный, но озаботивший ревнителей православия: "Православную общественность не может не насторожить странная забывчивость российских церковных дипломатов: как ни крути, а армянская апостольская церковь является монофизитской, а значит, хоть и древним, но еретическим сборищем. Но об этом ни разу не вспомнили". На сайте "Русская линия" также можно найти полную подборку газеты "Русь православная", а также ссылки на имеющие сетевые ресурсы, близкие по духу издания ("Русский дом", "Сербский крест", "Радонеж") и организации (союз "Христианское возрождение", "Союз православных граждан", "Радонеж", "Российский общенародный союз", Общественный комитет за нравственное возрождение отечества).

В отличие от радикально-консервативного крыла духовенства, церковные "либералы" в Рунете, как ни странно, практически не присутствуют. Сайт Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы "Православная беседа" хоть и имеет место быть, но находится в рейтинге между 160 и 180-м местами. Содержание его для посетителей малопривлекательно - это всего лишь архив журнала "Православная беседа" за последние несколько лет. Еще один сайт, который, судя по адресу, делают представители кочетковской общины, - "Михаил Мудьюгин" - представляет собой страницу, где размещены биография, книги и публикации недавно почившего владыки и сведения о его участии в церковной жизни, и также будет интересен широкому читателю скорее всего лишь как справочная литература.

Отсутствие в сети православных "либералов" создало ситуацию, при которой единственным православным сетевым изданием, в какой-то мере противостоящим правым радикалам, оказался сайт "Соборность", издаваемый Сергеем Чапниным. Большинство его авторов одновременно являются авторами газеты "НГ-религии" (приложение к "Независимой газете"), и их материалы довольно часто присутствуют на сайте в качестве перепечаток из газеты. Довольно слабым представляется и новостной блок, что, впрочем, общая болезнь сайтов религиозной тематики, не обладающих собственной корреспондентской сетью и пользующихся в основном материалами ИТАР-ТАСС и других светских агентств.

Тем не менее посещаемость персонального сайта диакона Андрея Кураева свидетельствует о том, что популярность в сети можно заслужить и без новостной ленты, и в отсутствии регулярного обновления. Большую часть его содержания составляет творчество самого диакона, размещенное по различным рубрикам. Но сайт имеет высокую посещаемость, обеспечивающуюся в основном за счет форума, где обсуждаются самые разнообразные вопросы. В то же время у этой столь высокой посещаемости есть и более прозаические причины технического характера. Форум Андрея Кураева анонсирован в поисковой системе отдельно от сайта. Кроме того, посетители страницы Центра св. Иринея Лионского, желающие не только расширить круг своих знаний по вопросам опасности новых религий, но и обсудить их с кем-то, тоже прямиком попадают на форум Кураева.

КСЕНИЯ КОРНЕЕВА


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4308, 09 марта 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
[ с 15.03.2000:   ]