СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Россия и Запад:
методы очарования

Что это - дипломатическая любовь с первого взгляда, вопрос поколений или всего навсего Realpolitik? Вопрос прозвучал со страниц парижской газеты "Фигаро", пораженной откровенным признанием британского премьер-министра Тона Блейра в любви к бывшему полковнику КГБ Владимиру Путину. "С ним легко живется, он открыт, легок в общении* Он представляет российских лидеров нового поколения, которые смотрят в будущее* И нам необходимо развивать с таким людьми отношения".

Что так очаровало британского лидера? Почему циничный сценарий предвыборной войны в Чечне отошел на второй план? Лора Мандевиль, московский корреспондент газеты "Фигаро", ставя эти вопросы, пишет: "Очаровывая западных лидеров одного за другим, например, неожиданно заявляя, что он не исключает вступления России в НАТО, Владимир Путин зарабатывает очки. А западные лидеры, пораженные его умом и довольные его показной открытостью, в результате забывают, что Путин - далеко не образцовый демократ, по крайней мере пока".

Школа КГБ, готовившая когда-то Путина к вербовке западных политиков для работы на советские спецслужбы, оказалась лучшей школой дипломатии. Мечтавший с детства о работе в органах Володя Путин оказался прилежным учеником, а его ровесник Тони Блейр - первым из глав западных государств, кто лично познакомился с и.о. президента и попал под действие "его шарма".

Совсем недавно, покидая Россию, госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила, что судить о Путине в США будут не по словам, а по делам. Тони Блейр пока делает ровно обратное. Между тем и.о. президента России, не скрывая своей игры, заявил: "Нам важно понять, что вызывает беспокойство (западных стран), чтобы изменить нашу собственную политику, в том числе и в отношении Чечни".

В чем-то эта политика уже начала меняться. Вместо антизападной риторики Путин предпочел сладкие речи, в результате которых Т.Блейр уехал из Санкт-Петербурга в полной уверенности, что в России начнется расследование преступлений российской армии в Чечне. Вместо патетических протестов по поводу вмешательства во внутренние дела российское государство отныне позволяет западным наблюдателям "прогуливаться по руинам Грозного" и даже проводит получасовые экскурсии в лагерь Чернокозово.

Лора Мандевиль называет все это строительством потемкинских деревень. А для тех, кто плохо знает давнюю историю, приводит пример, относящийся к 30-м годам нашего века, когда членам французского правительства - в самый разгар организованного голода на Украине - были показаны украинские беленые хаты как свидетельство "отсутствия голода". Желаемое было достигнуто: вернувшись во Францию, члены официальной делегации свидетельствали о виденном и превозносили блага сплошной коллективизации*

Менее подверженными доверию к задуманной в Москве постановке оказались члены делегации ПАСЕ, побывавшие на прошлой неделе с визитом в Чечне. 11 марта глава делегации лорд Джадд заявил, что шокирован увиденным: "Мне кажется ужасным, что на пороге XXI века на европейском континенте можно видеть разрушения такого масштаба и вытекающие из этого страдания. Мирное население, невинные люди заплатили за это самой дорогой ценой".

После первой подобной поездки делегации ПАСЕ в Чечню Совет Европы надеялся, что "к апрелю Москва сделает шаги вперед" в области соблюдения прав человека в Чечне. Видя результаты, ПАСЕ не исключает перспективы временного приостановления членства России в Совете Европы. Этот вопрос должен решиться на ее апрельском заседании. Правда, к этому времени Путин, возможно, найдет способ очаровать и членов Совета Европы. Если под чары "нового поколения российских лидеров" попал британский премьер-лейборист, почему бы не попробовать и на лорде?

Во Франции активная кампания по "разъяснению российской позиции" началась с масштабно задуманного коллоквиума "Россия и мир на пороге XXI века", который прошел в Париже 8 марта. В числе его организаторов числились российский Институт стратегических исследований во главе с Евгением Кожокиным и его французский аналог, возглавляемый Полем-Иваном де Сен-Жерменом. Французская пресса, которую уже не раз упрекали в том, что она "проводит антироссийскую политику", по этому поводу промолчала. Впрочем, на страницах ведущих французских газет никак не был отражен и коллоквиум, состоявшийся 13 марта по инициативе "зеленых" в помещении французского парламента. В его работе принял участие председатель комиссии Национального собрания по внешней политике социалист Жак Ланг, а среди приглашенных - представитель Чечни А.Идигов, член комитета солдатских матерей Е.Полякова, М.Кацнова из "Международной Амнистии" и П.Бодуэн, президент Международной федерации по защите прав человека. Все они говорили о нарушении прав человека, о чисто предвыборном характере войны в Чечне, о лживости российской официальной пропаганды и о немыслимой терпимости западных правительств, готовых ради своих стратегических и торговых интересов забыть о трагедии чеченского народа.

Событие, возможно, так и было бы оставлено без внимания, если бы не официальная нота российского посольства, заявившего протест МИДу Франции и председателю Национального собрания Л.Фабиусу "в связи с проведением в здании французского парламента коллоквиума "Солидарность с народом Чечни" с участием чеченских эмиссаров". Но эта нота лишь свидетельствует о том, что очаровать Францию "новому поколению российских политиков" еще не удалось и пока они "приручают" ее методами устрашения.

ИРИНА КРИВОВА


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4309, 16 марта 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[ с 21.03.2000 ]