ВЫБОРЫ 2000 |
На прошлой неделе депутаты Думы разделились на меньшинство и большинство. Меньшинство делало вид, что интересуется предвыборной кампанией, и пыталось внести посильный вклад в дело привлечения российских граждан на избирательные участки. Большинство же решило считать на наш взгляд, вполне правомерно, что в высшем смысле выборы уже состоялись (победитель-то известен), и занялось законодательной работой в комитетах. Тем не менее последний день избирательной кампании, 24 марта, Дума посвятила выборам. В этот день наблюдатели за ходом президентских выборов представители международных парламентских организаций встречались с председателем Думы Геннадием Селезневым, с депутатами, а также с думцами участниками президентской гонки: Станиславом Говорухиным, Владимиром Жириновским, Геннадием Зюгановым и Григорием Явлинским. Накануне Селезнев и председатель Парламентской ассамблей ОБСЕ, руководитель миссии наблюдателей Хелле Дайн побеседовали о ходе избирательной кампании и решили, что кампания в целом прошла нормально, но не у всех кандидатов были равные права в том, что касалось освещения их программы в СМИ.
То ли избирательная скука довела политдеятелей до ручки, то ли в Кремле и "Александер-Хаусе" и вправду испугались, что, усыпленный известиями об отменном здоровье и сексапильной походке Владимира Путина, избиратель не покинет родимую берлогу ради рисования крестиков в бюллетене, но только кампанию срочно начали оживлять. В качестве массовиков-затейников подвизались и думцы. 22 марта целых сто депутатов обратились к народу с нижайшей просьбой: прийти в воскресенье на выборы и проголосовать "за наиболее достойного из всех кандидатов" (кого не уточнялось). В стороне от благородного дела скликания избирателей к урнам остались только члены фракции коммунистов. "Некрасная сотня" гневно заклеймила лиц, призывающих к бойкоту выборов и голосованию "против всех". По мнению депутатов, эти лица состоят на службе у олигархов и топчут "первые ростки гражданского согласия". Представлявший сие трогательное обращение вместе с Екатериной Лаховой (ОВР), Константином Ветровым (ЛДПР) и Владимиром Никитиным ("Регионы России") генерал Андрей Николаев ("Народный депутат"), к вящему удовольствию присутствовавших, призвал граждан "прийти на выборы и выбрать президента уже в первом туре". В последнее время Николаев несколько раз опровергал слухи о том, что Путин предложил ему пост министра обороны в будущем правительстве.
В тот же день главный медведь Борис Грызлов обрушил праведный гнев на тех кандидатов, которые превратили Думу в избирательный штаб и употребили парламент "в качестве бесплатной предвыборной площадки". По его словам, Зюганов завалил здание агитационной литературой и оккупировал Малый зал Думы для встреч "с привлечением своего электората и исполнителей фольклорных песен", а Явлинский вообще начал избирательную кампанию в первый день работы Думы, 18 января, организовав в целях поднятия своего президентского рейтинга бойкот пленарных заседаний "фракциями меньшинства". Кроме незаурядной осведомленности по яблочной части, Грызлов продемонстрировал глубокое знание отечественного коммунистического движения, объявив, что на следующем съезде КПРФ Зюганов непременно будет смещен с должности. Пресс-служба "Единства" не отставала от своего лидера и распространила прелестное заявление, в коем гневно осудила отказ Евгения Савостьянова от участия в выборах в пользу Григория Явлинского. В нем, в частности, пресс-медведи называют г-на Савостьянова "дитем либерализма", видимо, не подозревая, что у детей бороды обычно не растут, вне зависимости от того, кто отец.
В глубине души все участники предвыборного "оживляжа" прекрасно понимали, что ломают комедию. Так, кандидат в президенты, кинорежиссер и член фракции ОВР Станислав Говорухин в ответ на вопрос знакомого, есть ли смысл за него, Станислава Сергеевича, голосовать, только махнул рукой и жизнерадостно воскликнул: "Да брось ты, на кой мне твой голос!"
Пока одна часть думцев пробуждала российского избирателя, их коллеги трудились над законами. Бюджетный комитет согласился с предложением Минфина о том, что правильно было бы приостановить ряд социальных льгот, а некоторые и вовсе ликвидировать. Цена вопроса более 400 млрд. руб., или две трети всего российского бюджета. Ранее Геннадий Зюганов назвал эту инициативу правительства "социальным секвестром" и обвинил ее разработчиков чуть ли не в людоедстве. Заметим, однако, что речь идет в основном о льготах заведомо невыполнимых и существующих исключительно на бумаге. Банковский комитет Думы под руководством Александра Шохина продолжает попытки уесть Геращенко, лишив Центробанк зарубежных дочек и надзорных функций. На проведенных шохинским комитетом слушаниях звучали и другие претензии к главе ЦБ: не имеет (или скрывает) стратегии в отношении реструктуризации банков, не хочет брать на себя конкретные обязательства в области денежно-кредитной политики и недостаточно часто выступает в Думе.
Кроме того, на Охотном ряду с трепетом ждут Земельного кодекса с путинскими поправками. Не исключено, что Дума до конца весенней сессии рассмотрит и ратифицирует договор СНВ-2; во всяком случае, на это надеется председатель думского комитета по обороне Андрей Николаев.
Думская комиссия с труднопроизносимым названием по изучению практики применения избирательного законодательства решила заняться полезным правозащитным делом. По телефону 292-82-75 можно сообщать о нарушениях прав избирателей в ходе президентских выборов. Комиссия обещает разобраться.
ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4311, 30 марта 2000 г.
![]() [В Интернете: 07.04.2000 ] |
|
|