ВЫБОРЫ 2000

 

Победителей не судят

Даже если их бухгалтерия далека от идеала

Результаты состоявшихся 26 марта выборов теоретически могут быть пересмотрены, если при анализе финансовых отчетов кандидатов Центризбирком обнаружит серьезные нарушения закона. Первый и второй финансовые отчеты о расходах на предвыборную кампанию уже поступили в ЦИК и сразу вызвали недоумение. А некоторые из этих документов грозят обернуться громкими скандалами.

Больше всего вопросов вызывает отчет и.о. президента Владимира Путина. Из документов, представленных в Центризбирком, видно, что путинский штаб израсходовал чуть больше 9,5 млн. руб. Многие наблюдатели обратили внимание на скромные затраты путинского штаба, но самое удивительное нестыковка этих данных с содержащимися в другом документе. 16 марта пресс-служба избирательного штаба Владимира Путина распространила сообщение о расходовании средств. Всего в пользу и.о. президента поступило 29,887 млн. руб. пожертвований, но из них 4,85 млн. пришлось вернуть анонимным спонсорам и зарубежным организациям, которые не имеют права финансировать избирательную кампанию в России. После этого на расходы в путинском штабе осталось 25,036 млн. В этой части все совпадает с данными, представленными в ЦИК. Однако сумма расходов здесь значится другая 11,988 млн. Эта сумма разбита постатейно: на оплату агитации в периодических изданиях 1,766 млн., на изготовление полиграфической продукции почти 4 млн. и так далее. Как получилось, что к 16 марта путинский штаб ухитрился потратить одну сумму, а неделю спустя в своем отчете в Центризбирком представил другую (причем она меньше первой на целых два миллиона рублей) загадка.

В штабе Владимира Путина финансовыми вопросами ведает Сергей Попов. Однако получить его комментарий накануне выборов так и не удалось. А в ЦИКе ограничились разъяснением, что это предварительные данные, они будут уточнены позже.

Единственный аргумент в защиту Путина то, что "странные явления" в финансовых отчетах есть и у других кандидатов. К примеру, Геннадий Зюганов каким-то образом обошелся без возврата средств. Видимо, его спонсоры были отобраны заранее в соответствие со строгой партийной дисциплиной. Получил штаб лидера КПРФ 23 770 979 руб., израсходовал почти 12,5 млн., остаток на его счету составляет 11,2 млн. руб.

Аману Тулееву удалось собрать чуть более 22 млн. руб., но 7,85 из них было возвращено спонсорам. Причем если ко 2 марта он успел израсходовать на предвыборную агитацию 10,68 млн., то через 20 дней сумма расходов неведомым образом уменьшилась до 8,4 млн. В ЦИКе такую странную динамику объясняют лишь тем, что некоторые СМИ отказались публиковать рекламу Тулеева и вернули ему уже заплаченные деньги. Но тогда выходит, что в последний перед выборами месяц кандидат вообще не тратился на агитацию, оплатив ее заранее. Поверить в это очень и очень трудно. Ясно одно кемеровский губернатор берет пример с и.о. президента, который умеет экономить.

Однако с Путиным ситуация намного сложнее. Ведь Владимир Владимирович отказался от рекламы, поэтому ему СМИ никак не могли вернуть деньги за непрошедшую рекламу. Да и кто бы рискнул снять агитацию Путина с эфира или с газетной полосы? В общем, если любознательный избиратель и пожелает узнать о расходах некоторых кандидатов, то еще больше запутается.

Григорий Явлинский, в отличие от Путина и Тулеева, из 21 млн. руб. истратил до 2 марта лишь 2,5, а в следующие три недели более 10 млн. Хотя именно в штабе лидера "Яблока" чаще всего жаловались на СМИ, отказывающиеся публиковать уже оплаченную рекламу Явлинского. В итоге остаток средств на его счету около 8,5 млн. руб. было решено, видимо, приберечь ко второму туру. Такая же динамика наблюдается у Константина Титова, только ему "заначка" на второй тур явно не требуется.

У остальных кандидатов значительно более скромные фонды, причем почти все средства уже израсходованы. Но имеются здесь и явные аутсайдеры. Ну кто, скажите, поверит, что в избирательный фонд Эллы Памфиловой поступило лишь 400 тыс. руб., перечисленных Центризбиркомом? Но все остальные графы ее отчета пусты, за исключением одной: на ведение избирательной кампании до сих пор она израсходовала всего 14 тыс. руб. А Владимир Жириновский добавил к циковским еще 100 тысяч своих собственных средств и не израсходовал вообще ни копейки. Не потратил, судя по отчету, ни единого рубля также Станислав Говорухин.

Третий и последний финансовый отчет кандидаты должны представить в течение месяца после окончания предвыборной кампании. Однако и итоговые суммы доходов и расходов наверняка будут вызывать множество вопросов, которые так и останутся без ответов. Такова практика предыдущих кампаний, вряд ли что изменится и в этот раз. Тем более что после выборов официальные цифры уже мало кого волнуют. Все ведь прекрасно понимают, что "белая" бухгалтерия это лишь надводная часть громадного айсберга. Реальные расходы на агитацию и другие предвыборные мероприятия заметно превышают декларированную сумму, но бороться с "черным налом" мы еще не научились. Поэтому о нем будут говорить в кулуарах, завистливо указывать на тех, кто имел возможность оплатить огромный массив рекламы, прошедший мимо ЦИКа, и тут же ехидно намекать, что эти сумасшедшие деньги не принесли им успеха.

Что ж, победителей у нас, как водится, не судят.

КИРИЛЛ ПОПОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4311, 30 марта 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[В Интернете: 07.04.2000 ]