РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

«Православие
в европейском обществе»

Под таким названием в последних числах февраля в Турине прошла представительная конференция. Ее организовал и провел Фонд Джованни Аньелли, учрежденный в честь знаменитого промышленника, основавшего сто лет тому назад "Фиат". Фонд, главная культурная инициатива автомобильного концерна, особое внимание уделяет изучению социокультурных аспектов европейского общества.

Февральскую конференцию, открытую почетным президентом "Фиата" адвокатом Джанни Аньелли (внуком основателя), фонд посвятил теме православия как составной части европейского самосознания. При этом большое внимание было уделено не только православным странам, но и так называемой православной диаспоре на Западе.

Организаторы выстроили ход встречи на солидной ученой базе. В первую очередь были представлены сообщения о Византии как колыбели православия и о византийском наследии (доклады греческих ученых Константина Пицакиса и Афанасия Карафанасиса, московского историка Н.В.Синицыной); затем об отношениях православия и Запада в Новое время, в особенности в ситуации "вызова" эпохи Просвещения, после чего симпозиум подошел вплотную к современности.

Большой резонанс вызвали два доклада русских участников, подошедших к обсуждаемым проблемам с разным личным опытом.

Позиция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) была заявлена уже в самом названии его выступления: "Русская Православная Церковь перед лицом глобализации: противоречия между традиционными ценностями и ценностями либеральными". Некоторые свои положения митрополит повторил затем в интервью, данном газете "Репубблика" (29 февраля), сказав, в частности: "Либеральные идеи, вдохновившие создание Европейского союза, являются плодами Возрождения и Просвещения, не без влияния еврейской традиции, происходившей из Испании, и английского протестанского богословия. Католики сперва были на периферии, но затем в этот процесс включились и они. В результате все получили соответствующие важные места, за исключением православных. Но без православной традиции общий европейский дом не создать. Более того, необходимо согласовать принципы либерализма с традициями и с духовностью всех вероисповеданий".

Протопресвитер Борис Бобринский, декан Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, в некоторой степени продолжил тему митрополита Кирилла, представив свои размышления под заглавием: "Православная диаспора в Западной Европе: "мост" между двумя европейскими традициями?"

В дискуссиях большинство участников выразило мнение, что западноевропейцы мало и поверхностно знают православие. В самой Италии, например, очень популярна и хорошо знакома проблематика ислама, а местную интеллигенцию увлекают разнообразные экзотические религии. В связи с этим Фонд Джованни Аньелли подготовил статистическую справку о православии в Италии.

В настоящее время приток эмигрантов из православных стран здесь вышел на первое место (22,5%), обогнав традиционную эмиграцию из Северной Африки (18,7%). Число выходцев из Румынии за последние десять лет выросло в четыре раза, из Югославии в два. Ежегодный прирост православных эмигрантов составляет почти 10%, в то время как приток мусульман снижается. Религиозный состав иностранцев, живущих в Италии, следующий: 363 тыс. католиков, 150 тыс. православных, 124 тыс. протестантов, 436 тыс. мусульман, 4 тыс. иудеев. Заметим, что при этих подсчетах учитываются только лица, имеющие регулярный вид на жительство. Количество "нелегалов", естественно, никому не известно (эксперты Фонда Джованни Аньелли полагают, что православных "нелегалов" в Италии не менее 50 тысяч). За рамками этой статистики остаются и иностранцы с итальянскими паспортами, например, русские жены местных жителей. Что касается стран происхождения православных эмигрантов, то на первом месте здесь стоит Югославия, затем идут Румыния, Албания, Греция, Македония, Россия, Болгария, Босния, Хорватия и Словения.

В итальянской православной диаспоре наиболее организованы веками живущие здесь греки, имеющие свою архиепископию с центром в Венеции, 38 приходов и три маленькие монашеские обители. Благодаря огромной волне эмиграции недавно сложился румынский викариат с центром в Милане (11 приходов). Сербы, несмотря на свою многочисленность, в церковном смысле организованы плохо: сербская церковь существует лишь в одном городе Триесте.

Русская Церковь представлена в Италии тремя юрисдикциями: Русский Экзархат Вселенского Патриархата с епархиальным центром в Париже (три прихода); Московский Патриархат (шесть приходов); Зарубежная Церковь (один приход). В Турине к тому же существует крупнейшая в Западной Европе община русских старообрядцев. Это "беспоповцы", бежавшие некогда от преследований царского правительства за Дунай, а ныне приехавшие в поисках работы в столицу "Фиата" с румынскими паспортами.

МИХАИЛ ТАЛАЛАЙ


Флоренция


©   "Русская мысль", Париж,
N 4311, 30 марта 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[В Интернете: 27.04.2000 ]