СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

«Почувствовать боль
другого это талант»

Дебаты в Таганроге. "Горячие точки".
Дни Латвии в Москве. А в это время на Кавказе.
Каким же хочешь быть Востоком..? (О новой полемике с Западом)

Несколько дней тому назад мне довелось побывать в южном городе Таганроге, удивительно напоминающем Одессу или Ялту, но известном в сущности лишь двумя фактами: тем, что здесь умер Александр I и родился А.П.Чехов. И это понятно: в Таганроге было настолько много "оборонки" или предприятий ВПК, что в советские времена особенно упоминать об этом городе в печати не рекомендовалось.

Дебаты в Таганроге

Теперь здесь все изменилось. Во многом это произошло благодаря мэру города Сергею Шило, который активно сотрудничает чуть ли не со всеми странами Средиземноморья, поддерживая репутацию открытого города, где всегда жили не только русские и украинцы, но и греки, армяне, евреи и даже итальянцы.

Согласно последней переписи населения, греков осталось в городе чуть более ста человек, но на первое же собрание греческого землячества, которое несколько лет тому назад решило заявить о себе публично, их пришло четыреста. Настоящих греков, которые при советском режиме тщательно скрывали свое происхождение, так как грекам то и дело доставалось от властей: аресты, высылки, объявление иностранными агентами и т.п. Теперь эти люди наконец перестали бояться.

А ведь всего лишь лет 15 тому назад, думаю, уже при Горбачеве, когда один молодой московский историк, работая над диссертацией, начал было проводить среди приазовских греков социологический опрос, предлагая им заполнить анкету с какими-то невинными вопросами, здесь началась невероятная паника. Все были уверены, что это готовится новая высылка, и Феохарию Кессиди, известному московскому профессору и одному из "старейшин" греческой общины в России, пришлось успокаивать своих соотечественников, которые были уже готовы чуть ли не вплавь уходить за границу.

И вот теперь в Таганроге меня пригласили присутствовать в качестве гостя на публичных дебатах, которые вели между собой в городской библиотеке две команды местных школьников. Все они были не старше шестнадцати лет. Три девочки из Ростова-на-Дону выступали против трех мальчиков из Таганрога, доказывая, что национальные меньшинства должны бороться за свои права, ибо, говорили они, абсолютно недопустимо, когда человека третируют по национальному признаку, когда представителям меньшинств не дают возможности открыть национальную школу, построить свою церковь, синагогу или мечеть и прочая.

И это всего лишь в трехстах километрах от Краснодара, где печально известный "батька Кондрат", губернатор Кондратенко, успешно борется с "сионизацией" общества! Девочки приводили конкретные факты дискриминации нацменьшинств и утверждали, что мирный (разумеется, мирный и невооруженный) протест против нее необходим. Мальчики опровергали этот тезис, заявляя, что не борьба (какая бы то ни было), но только толерантность большинства может обеспечить права тех, кто находится в меньшинстве. Однако на самом деле и ту, и другую команду беспокоило одно: то неприятие и агрессивность, с которым армянин, чеченец или еврей (как взрорслый, так и ребенок) сталкивается на улице, в школе или на работе.

И вспомнился мне Новочеркасский политехнический институт и его великолепное здание с крытым внутренним двором, построенное в годы Первой Мировой войны по образцу Варшавского университета, а, вернее, небольшой костел, стоящий прямо напротив этого здания. Нетрудно предположить, что католиков в Области Войска Донского почти не было, но римско-католическая церковь тут все же была построена (вместе с институтом) для профессоров, поскольку многие из них приехали сюда в 1914 г. из Варшавы и были поляками и католиками. Пожалуй, мальчики из Таганрога все-таки правы, но только как рассказать большинству о том, что такое толерантность? И просто человеческая щедрость...

Вспомнился мне и Франсуа Миттеран, незадолго до смерти, уже будучи больным, прошедший по Парижу во главе демонстрантов, возмущенных осквернением еврейского кладбища. Париже. И лютеранская кирха в Архангельске, превращенная в концертный зал. И слова о том, что "наша общественность хочет, чтобы город был православным, и поэтому не видит в нем места для немецкой кирхи", именно так сказал как-то виновато и словно извиняясь за местных жителей достаточно высокий представитель областной администрации. А что, казаки в начале XX века не хотели видеть православным Новочеркасск? Нет, именно потому, что они этого хотели, они и построили польский костел для профессоров-католиков, приехавших сюда учить их детей. Это и есть та щедрость (разумеется, не в плане денег, а чисто психологическая), без которой никакая толерантность не возможна.

"Горячие точки"

Толерантность необходима сегодня повсюду, но прежде всего она нужна на Кавказе. Именно этому была посвящена прошедшая 17 апреля в московском Доме журналистов пресс-конференция Екатерины Гениевой и Михаила Федотова, на которой было объявлено о новом направлении в работе института "Открытое общество", получившем условное название "Горячие точки". Речь идет прежде всего о Северном Кавказе. В текущем году Джордж Сорос выделил на конкретные акции, адресованные этому региону, 5 млн. долларов. При этом надо иметь в виду, что Фонд Сороса, согласно своему мандату, не оказывает "гуманитарной помощи", а поддерживает своими грантами инициативы общественных организаций (но не частных лиц), направленные на решение тех или иных конкретных задач, причем на конкурсной основе.

Казалось бы, в Чечне или в лагерях для беженцев нужна только конкретная помощь: продукты питания, одежда и медикаменты, однако оказывается, что это не совсем так. В республиках Северного Кавказа, в Ростовской области и Краснодарском крае действует немало общественных организаций, которые при небольшой финансовой поддержке могут развернуть весьма конструктивную деятельность. Фонд Сороса решил в своей работе опереться именно на них, что дает уникальную возможность действовать без посредников и, главное, учитывая специфику и нужды не только региона в целом, но каждого конкретного места.

В число приоритетных проектов попадают в первую очередь те, что связаны с повышением квалификации врачей и медперсонала, обучением психологов и вообще с подготовкой кадров. Образно говоря, институт будет заниматься не закупкой медикаментов, а созданием условий для нормальной работы больниц, поликлиник, детских учреждений и т.д., вовлекая в обустройство жизни как можно большее число людей и таким образом формируя структуры гражданского общества. В их строительстве должна участвовать местная интеллигенция, включая религиозных деятелей.

Фонд будет поддерживать конкретные миротворческие инициативы и организации, работающие среди беженцев и людей, возвращающихся на места своих разрушенных войной сел и городов. Особенно в сфере образования и культуры. Как помочь чеченскому народу, если последние годы школы здесь не работали, а поэтому десятилетние мальчишки не умеют ни читать, ни писать, но зато прекрасно знают, как собрать автомат или стрелять из гранатомета? Представители президентских структур, бывшие на пресс-конференции, сообщили, что они готовы работать вместе с Соросом, но признались, что не знают, что именно здесь можно сделать в настоящее время. Но именно это знают те неправительственные организации, с которыми работает фонд.

Институт "Открытое общество" по уставу не вмешивается в политику и поэтому не может ни поддерживать, ни осуждать политику России на Кавказе. Его задача заключается в том, чтобы сделать все возможное для того, чтобы нормализовать здесь жизнь. Сегодня в лагерях для беженцев в первую очередь нужны так называемые адвокатские клиники, которые могли бы оказывать беженцам зачастую элементарную, но необходимую юридическую помощь.

Но нужны здесь и библиотеки, и летние лагеря для детей, в которых те могли бы и наверстать хотя бы что-то из того, что обычные дети знают из школьной программы, и просто провести две-три недели в нормальных условиях и среди своих сверстников. И особенно понять, что главное заключается в том, чтобы принять того, кто по каким-то причинам не похож на тебя.

Разумеется, при подведении итогов по объявленным и предполагающимся конкурсам гранты с первого раза получат далеко не все участники, но все окажутся так или иначе задействованы в строительство той мирной жизни, без которой просто не будет будущего ни у Кавказа, ни у России в целом. Вот, пожалуй, в чем и заключается суть той "идеологии", которую исповедует Институт "Открытое общество". Главное в том, чтобы понять, что мы живем в едином пространстве, в мире, где изолировать себя от того, что нас окружает, просто-напросто невозможно, хотим мы этого или нет.

Дни Латвии в Москве

"Мы, жившие раньше в едином информационном (дезинформационном) пространстве, заметила известная латвийская журналистка и главный редактор рижской газеты "Диена" Сармите Элерте, чувствуем ли мы еще, что Латвия и Россия здесь, рядом, по-соседству? Что процесс перемен, затрагивая каждого из нас, может быть еще и объединяющим?" С.Элерте заговорила об этом в связи с днями Латвии в Москве, которые открылись 17 апреля.

В эти дни в Москве проходят выставки трех латвийских русских художников Елены Антимоновой, Дмитрия Зиновьева и Алексея Наумова, а также индивидуальная выставка рижского фотохудожника Вильгельма Михайловского, объехавшего со своими работами чуть ли не весь мир. Активно работает круглый стол, посвященный диалогу культур, в котором участвуют писатели, ученые, композиторы, а в рамках Свободного университета "Русской мысли", основанного покойной Ириной Алексеевной Иловайской, известный латвийский историк профессор Айварс Странга прочитает лекцию на тему "Латвия в контексте европейской истории".

Среди членов латвийской делегации всеобщее внимание сразу привлекла величественная дама в черной шляпе Вия Артмане. Одна из самых заметных фигур в советском кинематографе 60-70-х годов ("Родная кровь", "Театр" по Сомерсету Моэму, "Тайна снежной королевы"), к сожалению, почти не известная в России как драматическая актриса. За последние годы в российской прессе неоднократно сообщалось, что знаменитая актриса бедствует и никому в Латвии теперь не нужна. Оказывается, это не так. Совсем недавно она сыграла старую графиню в "Пиковой даме", поставленной в Риге по-латышски. Трудно понять зачем, но в сознание жителей России постоянно внедряется тезис, согласно которому в Латвии вообще давно забыли, что такое Россия и русская культура. А вообще о деятельности Вии Артмане русский читатель может узнать из рижской газеты "Час", выходящей на русском языке и, между прочим, доступной и в электронной форме.

Актриса подчеркивает, что больше всего любит Достоевского. "Если бы мне задать вопрос, какую книгу я бы взяла с собой на необитаемый остров, я бы ответила: ""Записки из мертвого дома"". Читаешь и понимаешь, что твои переживания по сравнению с этими пустяки! Тут даже в тюрьме люди надеются победить и выйти к свету". Эти слова удивительно хорошо сочетаются как с тем, о чем говорят, призывая к толерантности, школьники из Таганрога, так и с тем, о чем думает Джордж Сорос, финансируя программу "Горячие точки".

"Почувствовать боль другого это талант", говорит Вия Артмане, рассказывая о своем духовном отце игумене Евгении (Румянцеве), под влиянием которого она приняла православие. Отец Евгений человек особенный, он служит каждый день, вот уже больше двадцати лет, причем как по-славянски, так и по-латышски. И среди прихожан его есть все: и латыши, и русские, и украинцы. Но если вдуматься в слова замечательной актрисы, то именно этот талант "почувствовать боль другого" сейчас больше всего необходим каждому из нас. Без этого мы, наверное, просто никогда не выйдем из кризиса. И в Латвии, и в России, и на Кавказе.

Вместе с тем отношения с Латвией у российского общества складываются весьма непросто. Известно, что в середине мая в Риге состоится годовое собрание уполномоченных Европейского банка реконструкции и развития. Естественно, на это собрание приглашаются мэры, министры, предприниматели и эксперты из всех стран Европы, в том числе из России. Однако, как сообщил один латвийский дипломат, российские участники в большинстве своем сочли за благо либо сообщить, что в это время они заняты чем-то более важным, либо честно признаться, что им "не рекомендовано" контактировать с латвийской стороной в силу "известных событий".

Под "известными событиями", безусловно, имеется в виду судебный процесс над 77-летним Василием Кононовым, который обвиняется в том, что в послевоенные годы при советизации Латвии он участвовал в убийстве мирных жителей. Да, судят старого человека, но ведь это суд, а не расправа. А вообще смысл процесса заключается в том, чтобы выяснить истину и восстановить ненаписанную историю репрессий и депортации, но никак не с местью по отношению к, вероятно, больному старику, поскольку Кононова как гражданина России (на днях он получил от В.Путина российское гражданство) все равно отдадут России. Можно, конечно, не соглашаться с позицией суда и, возможно, правительства Латвии, но зачем из-за этого рвать отношения с целым народом? История этого не прощает.

А в это время на Кавказе

При этом в российской печати вполне открыто и с достаточно жестким комментарием было сообщено, что не так давно полковник Юрий Буданов в чеченском селе Танги-чу изнасиловал и затем убил 18-летнюю девушку. Правда, потом кто-то попытался сказать, что она была снайпером, но тем не менее военный прокурор предъявил Буданову обвинение в умышленном убийстве. И это можно только приветствовать. Права человека должны защищаться в любой ситуации, а уголовщина и в отношении противника не перестает быть уголовщиной.

В этой связи имеет смысл вспомнить и о том, что известный британский юрист Гарет Пейрс подала на Россию в Европейский суд по правам человека. Иск подан от имени грозненской медсестры Саситы Хасмагометовой, которая утверждает, что российские военные на ее глазах расстреляли пятерых раненых чеченцев. Она сообщила и об избиениях, которым подвергали группу чеченцев российские военные. Российские СМИ много говорили о том, как Олег Блоцкий (это было в середине февраля) обвинил немецкого тележурналиста Франца Хефлинга в некорректном использовании отснятых им материалов. Однако в кадрах, которые продемонстрировал немецкий телеканал Н-24, была одна чрезвычайно важная деталь (и тут уже не играет никакой роли, кто именно и при каких обстоятельствах отснял этот материал): у трупов чеченских боевиков были отрезаны уши. "Наши солдаты берут их себе как трофеи", спокойно пояснил российский журналист. Звучит это чудовищно и вне зависимости от того, как мы относимся к войне в Чечне, выглядит как преступление.

* * *

"Лес рубят, щепки летят", говорят обычно в таких случаях. Но, наверное, тем и отличается XX век от Средневековья, что в наши дни это утверждение должно быть пересмотрено. И депортация как латышей (массовая), так и чеченцев (полная, всего народа) в 40-е годы, и уголовщина в армейской среде сегодня, и те оскорбления по адресу кавказских народов, что вызвали такое возмущение у школьников из Таганрога, все это должно раз и навсегда уйти из нашей жизни, если мы хотим остаться даже не цивилизованными, но просто людьми.

Именно об этом говорит в "Новой газете" Ольга Седакова. Лирическая поэтесса (вероятно, самая яркая и талантливая сегодня), переводчица стихов Поля Клоделя, никогда не занимавшаяся политикой и не участвовавшая в правозащитных акциях, она в крайне резкой форме выступила против тех, кто призвал Андре Глюксмана не вмешиваться в нашу жизнь и обвинил его и тех, кто вместе с ним подписал опубликованное "Мондом" письмо французских интеллектуалов, в том, что они не любят Россию.

Любить это не значит оправдывать безнравственность и жестокость. "Разве для нас естественна, восклицает Седакова, предложенная официальная логика: с бандитами по-бандитски (а заодно и с теми, кто оказался рядом с бандитами, и получается, что главным образом как раз с ними)". И тогда вырисовывается наконец принципиальнейший вопрос: что важнее те или иные идеи, пусть даже самые высокие, или конкретная человеческая жизнь и ее права, включая право на достойное погребение.

Российское общество (а вместе с ним и властные элиты) для себя и в диалоге с самим собой ответа на этот вопрос еще не дало. На любом его уровне сегодня есть сторонники и того, и другого ответа. Совсем как у Владимира Соловьева:

Остается добавить, что Павел Крашенинников и Элла Памфилова выступили с инициативой по созданию независимой национальной комиссии по проблемам Чечни, которая, с их точки зрения, "не вставая ни на чью сторону, должна выработать рекомендации властям". Дай Бог.

Закончим упоминанием о том, что 17 апреля английская газета "Гардиан" опубликовала тот самый фрагмент из новой книги Джорджа Сороса, который был напечатан в "Русской мысли" по инициативе ее главного редактора Ирины Алексеевны Иловайской, в переводе, сделанном под ее редакцией, уже более месяца тому назад.

Свящ. ГЕОРГИЙ ЧИСТЯКОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4314, 20 апреля 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[ В Интернете вып. с 22.04.2000 ]