ДУХОВНЫЕ ПУТИ

 

НА СТРАЖЕ СВОБОДЫ

В Санкт-Петербурге прошла международная
конференция памяти матери Марии (Скобцовой)

29 марта 1 апреля в Санкт-Петербурге прошла первая международная конференция, посвященная матери Марии (Скобцовой) и приуроченная к 55-летию Петербург ее гибели. Особенностью конференции, которая объединила участников из разных стран (Англии, Франции, Италии, Латвии) и разных городов России (Санкт-Петербурга, Москвы, Анапы), стало то, что она собрала целый ряд исследователей жизни, художественного и религиозного наследия матери Марии, ранее не разу не встречавшихся. Назовем наиболее известных среди них.

Отец Сергий Гаккель (Великобритания), автор первой и наиболее глубокой из ныне существующих книги о матери Марии, которая продолжает сопровождать всякого, изучающего ее жизнь. Написанная по-английски, она переведена на немецкий, русский, итальянский и другие языки, а ее недавнее греческое издание, возможно, во многом будет способствовать канонизации матери Марии Константинопольской Церковью.

Елена Дмитриевна Клепинина-Аржаковская (Франция), дочь о.Дмитрия Клепинина, священника Лурмельской церкви, друга и единомышленника матери Марии. Автор книги "Таинство брата" ("Le sacrement du frère"), собравшая материалы для Портрет Скобцовой канонизации матери Марии, Елена Дмитриевна; постоянно работает над донесением ее пророческого голоса до современного французского читателя (переводы произведений матери Марии, постановки ее драм-мистерий, над последней из которых, "Семь чаш", идет работа в настоящее время).

Нина Михайловна Каухчишвили (Италия), автор книги и ряда статей о матери Марии на итальянском, рассказывающая о ней на европейских конференциях разного уровня в контексте широких западных связей.

Анна Ильинична Шмаина-Великанова (Париж, ныне Москва), впервые поднявшая вопрос о прославлении матери Марии и о.Дмитрия Клепинина в анкете "Вестника РСХД", изданного в год тысячелетия крещения Руси.

Анатолий Николаевич Шустов (Санкт-Петербург), биограф матери Марии, на протяжении нескольких лет тщательно изучающий ее жизненный и творческий путь.

Зоя Николаевна Лемякина (Анапа), автор музейной экспозиции "Возвращение на родину", а ныне комнаты матери Марии, открытой ее стараниями в Анапе осенью прошлого года.

В рамках достаточно интенсивной программы прозвучали доклады, охватывающие разные стороны жизни и творчества матери Марии, литературные, философские, богословские размышления о значимости ее творений и ее подвига для нынешнего поколения.

Л.И.Анайкина, опираясь на работы о.Сергия Гаккеля, рассказала об общественном служении матери Марии, близком ей самой, работающей в Москве в сфере социальной поддержки русских женщин. Она же оказала финансовую поддержку и помощь в организации конференции, главные хлопоты по устройству которой взяла на себя Л.И.Агеева (Санкт-Петербург).

Доклад о.Сергия Гаккеля "На страже свободы: мать Мария и Н.Бердяев" открыл, по общему мнению собравшихся, новый этап в изучении наследия матери Марии. Сопоставив две крупнейшие фигуры русской эмиграции, докладчик рассмотрел созвучие и расхождение в их понимании свободы и наметил перспективу изучения творений матери Марии в общем контексте развития эмигрантской мысли. Мать Мария считала, что миссия эмиграции в том, "чтоб показать, что свободная Церковь может творить чудеса. И если мы принесем в Россию наш новый дух свободный, творческий, дерзновенный, наша задача будет выполнена" (текст доклада будет опубликован в сентябрьском номере журнала "Христианос").

Отец Георгий Кочетков в докладе "Духовные искания на пороге третьего тысячелетия" подчеркнул укорененность матери Марии в предшествующей православной монашеской традиции, а в выступлении В.К.Котта ("Русское монашество в миру") эта связь была показана на примере деятельности предшественников матери Марии, свт. Филарета (Дроздова), преп. Серафима Саровского, св. Иоанна Кронштадского и других подвижников.

А.И.Шмаина-Великанова ("Внехрамовая литургия матери Марии") провела интересное сопоставление социального делания матери Марии со служением Д.Бонхёффера. Н.М.Каухчишвили ("Святость, юродство, странничество и старчество матери Марии") поделилась размышлениями о том, как, на ее взгляд, прослеживаются в облике матери Марии черты традиционной русской святости. Редактор рижского журнала "Христианос" Н.И.Большакова говорила на тему "Мать Мария и отец Александр [Мень] проповедники нашего времени", показав, насколько близки они духовным обликом, творческим отношением к миру и к людям и насколько созвучен их опыт светлого, радостного христианства что очень ярко выражено в служении и в трудах обоих (на эту тему в Риге в сентябре этого года планируется конференция).

Ольга Тимофеевна Ковалевская (Санкт-Петербург) представила книгу "Реализм святости", которая посвящена трем женщинам-подвижницам православной монахине матери Марии, католической монахине-кармелитке Терезе Бенедикте Креста (Эдит Штайн) и нашей современнице Людмиле Константиновне Дедюхиной (Санкт-Петербург).

Большой резонанс среди слушателей вызвал доклад Е.Д.Аржаковской "Мать Мария и судьба избранного народа", в основу которого положен анализ неопубликованной статьи матери Марии "Размышления о судьбах Европы и Азии" (1942), сопоставленный с высказыванием матери Марии: "Нет еврейского вопроса есть христианский вопрос". Участники конференции отметили, что эта статья еще раз являет чуткость матери Марии к "знамениям времен" и созвучна современной ситуации.

Григорий Беневич в докладе "От Достоевского к матери Марии" говорил о ней как о "человеке Достоевского", с которым она вела диалог на протяжении всей жизни и образность которого многообразно использовала в своих сочинениях.

Тема взаимоотношений Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой с Александром Блоком, неизменно возникающая при попытке понимания жизненного и творческого пути матери Марии (и особенно важная для петербуржцев), была представлена в новом ракурсе в докладе Татьяны Емельяновой "Бад-Наугейм в восприятии Блока и Кузьминой-Караваевой".

Доклады были насыщены интересной информацией, новыми находками, разительными сравнениями, среди которых были и несколько неожиданные: так, в докладе С.Н.Кайдаш "Мать Мария и великая княгиня Елизавета Федоровна" мотивы поэтического сборника Е.Ю.Кузьминой-Караваевой "Руфь" связываются с вел. кн. Елизаветой Федоровной Романовой, а книга в целом прочитывается как пророчество о ней.

В.С.Хиониди (Анапа) исполнила свои произведения на стихи матери Марии "Господи, не ты ли сам острил мой плуг", "Не слепи меня, Боже, светом..."

К сожалению, не был прочитан заявленный в программе и всеми ожидаемый доклад Н.Н.Соломатиной о рисунках Елизаветы Юрьевны, хранящихся в фондах Русского музея, что очень жаль, поскольку мы очень мало знаем о раннем периоде ее художественного творчества, изучение которого, как представляется, приоткроет истоки созданных в эмиграции вышивок и икон. В то же время хорошо, что рисунки начали выставляться например, на проходящий в настоящее время в Бордо выставке "Русский символизм" ("Красный город", "Встреча Марии и Елизаветы", "Богоматерь, Адам и Ева").

31 марта, в день гибели матери Марии, в церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери была отслужена панихида в сослужении о.Сергия Гаккеля и о.Георгия Кочеткова. В своем слове отец-настоятель говорил о помощи, которую мать Мария оказывала гонимым евреям, и о необходимости ее прославления. Знаменательно, что в этот же день Католическая Церковь совершает память Натальи Куласевич (1906-1945), польки из Познани, которая в в Страстную субботу 31 марта 1945 г. погибла в концлагере Равенсбрюк, в газовой камере.

Затем участникам была предложена автобусная экскурсия по городу, охватывающая места, связанные с именем Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (дом Победоносцева на Невском, гимназия Таганцевой, "башня" Вяч. Иванова, музей-квартира Блока на Офицерской, 57), которую провела Л.И.Агеева.

Завершающий день работы конференции прошел в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, где наряду с показом фильмов, связанных с жизнью и творчеством матери Марии, был устроен "круглый стол". Участники говорили о необходимости создать координирующий центр, объединяющий исследователей и почитателей матери Марии из разных стран, а также издавать информационный бюллетень и сборники, посвященные ее литературному, богословскому и философскому наследию. В перспективе мыслится создание общества по типу "Общества друзей матери Марии", существовавшего в 60-е гг. в Париже, чтобы, помимо издательских и исследовательских целей, содействовать ее канонизации.

Первым шагом собравшихся в этом направлении стали письма, направленные митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, председателю комиссии по канонизации РПЦ, и архиепископу русских православных церквей в Западной Европе, экзарху Вселенского Патриарха Сергию (Коновалову), в которых говорится о горячем народном чаянии канонизации. Сегодня, несомненно, важен пророческий голос матери Марии, которая смогла соединить свои интеллектуальные убеждения с глубоким христианским призванием. Кроме того, как выразилась Н.М.Каухчишвили, "мать Мария может создать соединительное звено между Западом и Россией именно на религиозно-культурном интеллектуальном уровне".

Общее ощущение от конференции таково: начато большое и важное дело. В связи с этим хотелось бы пожелать организаторам давать больше информации о предстоящих встречах такого рода. Как это ни парадоксально, меньше всего о конференции знали сами петербуржцы те люди, которые могли бы сказать свое веское слово в разговоре о матери Марии и ее деле о ее христианском опыте, ее свободном, творческом духе.

В заключение приведем слова о.Сергия Гаккеля: "Я взглянул на портрет матери Марии, который висит у меня в комнате: она изображена за пишущей машинкой. Лукавое выражение ее лица как бы говорило мне, что она все еще на своем месте, на страже свободы, и вновь призывает она к творческому подходу к церковной жизни, обращаясь теперь уже к новым верующим постсоветской России".

ЕЛЕНА
КЛЕПИНИНА-АРЖАКОВСКАЯ
ТАТЬЯНА
ЕМЕЛЬЯНОВА




Санкт-Петербург Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4314, 20 апреля 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[ В Интернете вып. с 23.04.2000 ]