СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Губернаторы-долгожители
хотят жить долго

В Государственной Думе прошел
"круглый стол" по проблемам федерализма

Поддержку избранному президенту российские губернаторы начали демонстрировать задолго до 26 апреля 2000 года. Состоявшаяся 19 апреля отставка Юрия Скуратова стала лишь еще одним проявлением стремления губернаторов консолидироваться с высшей исполнительной властью. "Этот вопрос в период правления Ельцина был крайне политизирован, сейчас такого противостояния с президентом не существует. Кроме того, только что избранный Владимир Путин нуждается в поддержке, и мы ему эту поддержку готовы оказать", примерно так выглядела стандартная трактовка позиции сенаторов в их собственном изложении. Тем не менее, если обратиться к исследованиям экспертов, проявлению губернаторской лояльности президенту можно найти куда более материальное объяснение.

Накануне заседания Совета Федерации в Государственной Думе был проведен "круглый стол", посвященный проблемам федерализма. Одним из самых интересных документов, которые были представлены на нем, стал доклад заместителя председателя думского комитета по делам Федерации и региональной политике, кандидата политических наук Владимира Лысенко. Из этого доклада следует, что со второй половины 90-х в субъектах федерации наблюдается новая тенденция.

На смену политическим режимам, декларировавшим себя в начале 90-х как демократические, в большинстве регионов пришли патерналистские, авторитарные режимы власти. Среди их характерных черт В.Лысенко называет следующие: фактически неограниченная власть руководителя субъекта федерации, переход к практически безальтернативным выборам главы региона, его жесткий контроль за выборами в законодательное собрание, чтобы обеспечить себе безоговорочную поддержку, ликвидация независимых СМИ всеми методами, вплоть до экономических, вытеснение независимых экономических структур и покровительство близким к региональной власти, проведение кадровой политики по принципу личной преданности, а в ряде республик и по принципу национальной принадлежности.

Кроме того, такие федеральные органы, как правоохранительные и судебные, фактически переподчинены руководителю региона, что дает ему возможность, не опасаясь никакой ответственности, принимать решения, ориентируясь на крайне узкий круг лиц "местных олигархов", зачастую связанных с криминальными структурами.

Регионов с патерналистскими режимами, как утверждает Владимир Лысенко, в России около 30-ти, а по мнению руководителя фракции НДР Владимира Рыжкова, также активно занимающегося региональными проблемами, их число приближается к 60-ти. То есть, по разным подсчетам, колеблется от одной до двух третей субъектов федерации. Неудивительно, что обладающие неограниченной властью руководители этих территорий прилагают максимум усилий, чтобы сохранить эту власть в том же виде и при новом президенте.

Другая серьезная губернаторская проблема, как следует из доклада, сроки пребывания губернаторов у власти. В конце 1999 г. был принят закон "Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Этот закон сенаторы несколько раз отклоняли, но Дума преодолела их вето, и Ельцин подписал закон. Ст.18 гласит: "Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд". Сегодня только среди руководителей республик число политических долгожителей необычайно велико. Девять из них встали во главе этих республик еще в конце 80-х, начав свою карьеру с поста первого секретаря республиканского комитета КПСС или председателя Верховного совета республики. Это А.Джаримов (Адыгея), М.Рахимов (Башкортостан), Л.Потапов (Бурятия), М.Магомедов (Дагестан), В.Коков (Кабардино-Балкария), Ю.Спиридов (Коми), М.Николаев (Саха), М.Шаймиев (Татарстан), Ш.Ооржак (Тыва). Всего же руководителей регионов, на которых в ближайшие четыре года распространится действие закона, предусматривающего их ротацию, 30, то есть треть общего числа. Из 16 губернаторов, которые не смогут избираться на третий срок, пятеро: М.Прусак (Новгород), Е.Савченко (Белгород), Д.Аяцков (Саратов), Э.Россель (Екатеринбург) и Н.Волков (Еврейская автономная область) уже адресовали Владимиру Путину предложение "не избирать губернаторов, а назначать их из Москвы". Кроме того, именно Прусак, Савченко и курганский губернатор Богомолов попросили президента оставаться на своем посту не четыре, а семь лет.

Пока ни о назначении губернаторов, ни о продлении президентских полномочий всерьез разговора не идет. Сейчас в администрации президента разрабатывается механизм отстранения губернаторов от должности. В то же время, по информации из весьма осведомленных источников, одним из главных кандидатов на пост генерального прокурора является заместитель главы ФСБ, выходец из Петербурга Виктор Черкесов. Если подобное назначение состоится, у Владимира Путина появится еще один неплохой аргумент в общении с губернаторами: предъявить претензии в части нарушения закона можно сегодня любому из них. Так что единодушно демонстрируемая лояльность губернаторов новому президенту выглядит объективно вполне оправданной. Вопрос лишь в том, станет ли она гарантией ответного благожелательного отношения к ним Владимира Путина?

КСЕНИЯ КОРНЕЕВА


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4315, 27 апреля 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[ В Интернете вып. с 28.04.2000 ]