СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Геркулесовы усилия
по реализации "легкого бреда"

Предполагалось, что в начале мая в Думе ничего особенного не произойдет: депутаты поздравят ветеранов с праздником, поприсутствуют (конституционная обязанность) на инаугурации Владимира Путина, сходят на торжественный прием по этому случаю и, в общем, всё.

Действительно, 5 мая в Думе был концерт для ветеранов: пел, в частности, член фракции ОВР, зампредседателя комитета по культуре Иосиф Кобзон. С утра 7 мая депутаты посетили Большой Кремлевский дворец, чтобы выслушать присягу второго президента России, а вечером того же дня собрались на праздник в Государственном Кремлевском дворце, более известном как Кремлевский дворец съездов. Некоторые депутаты, в том числе два председателя комитета: коммунист Анатолий Лукъянов (государственное строительство) и член группы "Народный депутат" Александр Шохин (кредитные организации и финансовые рынки) остро отреагировали на проигрыш российских хоккеистов сборной Латвии, усмотрев в этом огорчительном для отечественных болельщиков событии недружественный жест со стороны руководства Латвийской республики.

Но не этим радовала Дума избирателей на прошлой неделе. Внимание страны в межпраздничные дни было приковано к геркулесовым усилиям Геннадия Селезнева по переносу Федерального собрания из Москвы в Санкт-Петербург. 3 мая председатель Думы объявил, что после "майских праздников" депутаты встретятся с губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым, который, несмотря на занятость (14 мая у него перевыборы впрочем, реальных конкурентов нет), представит им план строительства парламентского центра в излучине Невы.

Хочу домой!

С момента избрания петербуржца Владимира Путина президентом петербуржец Геннадий Селезнев говорит, что хорошо бы чего-нибудь (например, Думу, или Совет Федерации, или и то и другое вместе) переселить в северную столицу, при каждом удобном случае. Например, недели две назад пребывание с визитом в новой столице Казахстана Астане подвигло его на мысли вслух о том, что если бы столицу перенести в Петербург, то он бы с удовольствием переехал хоть завтра. Другой петербуржец, Сергей Степашин, хочет переселить на север Совет Федерации. Идея не нова. Ее высказывали оба постсоветских мэра Петербурга: покойный Анатолий Собчак и его заклятый враг Владимир Яковлев. До сих пор к селезневским идеям относились как к легкому бреду (непонятно, ради чего затевать такое хлопотное дело, как переезд), однако в этот раз ему удалось растормошить общественность и вызвать оживленный обмен мнениями.

Саратовский губернатор Дмитрий Аяцков согласен на то, чтобы обе палаты сидели в Петербурге, но только при условии, что туда же переедет правительство. Фракциям "Регионы России" и "Народный депутат" идея не понравилась, Владимир Лысенко из "Нардепа" даже назвал ее "маниакальной". Михаил Касьянов выразился дипломатично: "В практическом плане обсуждение этого вопроса не дошло пока до стадии принятия каких-либо решений". Единственный заметный соперник Владимира Яковлева, единый кандидат "Яблока" и СПС Игорь Артемьев (бывший вице-губернатор Петербурга, депутат Думы, член фракции "Яблоко") предложил свой вариант: президента в Петербург, парламент в Новгород, правительство может остаться в Москве. Вице-спикер от "Регионов" полярник Артур Чилингаров считает, что проблемы Думы можно решить, присоединив к ней гостиницу "Москва". Другой вице-спикер, Владимир Жириновский, полагает, что этого не хватит: Думе нужно отдать еще "Интурист" (лидер ЛДПР, видно, не знает, что "интуристовский" аквариум скоро снесут за ветхостью) и Колонный зал Дома союзов. А что же Путин? Путин ведет себя таинственно: утверждает, что вопрос о месте работы парламента не его проблема, но пока разговоры о переезде "преждевременны". Понимай как знаешь.

Версий, естественно, не перечесть. Одна что Селезнев вносит посильный вклад в избирательную кампанию Яковлева. Другая что он выполняет желание Путина. Третья что он пытается угадать невысказанные желания Путина. Четвертая что он зондирует почву, выполняя поручение неких питерских бизнес-кругов. Пятая что его охватила тоска по родине. Шестая что им овладела имперская идея. Циники, однако, уверяют, что за всеми рассуждениями о переносе Думы стоит банальный жилищно-коммунальный вопрос. На Охотном ряду тесно, а перспектив никаких. Парламентский центр на Цветном бульваре сто лет как на реконструкции, новый парламентский комплекс на Поклонной горе оказался иллюзией, которую на днях безжалостно развеял Юрий Лужков. Вот Селезнев и решился на крайность: угрожает переездом Думы в Петербург в расчете на то, что, может, действительно хоть гостиницу "Москва" предложат. Немного жаль, если это действительно так. Вернуть столицу (именно столицу, а не только парламент) в Санкт-Петербург идея дорогостоящая, нелепая, как всякая попытка повернуть время вспять, но красивая и романтическая.

Кодексы

До конца весенней сессии осталось не так много времени (последнее пленарное заседание назначено на 16 июня), а дела предстоят великие. Самое важное, сейчас, пожалуй, это кодексы. Кодекс об административных правонарушениях находится на стадии второго чтения (когда вносятся поправки). 20 апреля Дума приступила к его рассмотрению, выделив для этого специальное заседание. Результат: приняты (с чудовищным скрипом) три главы из 32-х. Совет Думы, однако, решил принять кодекс не мытьем так катаньем и 25 апреля постановил, что он будет обсуждаться на каждом майском заседании в течение полутора часов. Исходный документ был написан в духе "Вся власть чиновнику!", депутаты настроены на то, чтобы отстаивать права гражданина, поэтому поправок тьма. Заинтересованные лица (представитель президента в Думе Александр Котенков) оценивают вероятность принятия кодекса до летних парламентских каникул как 50 на 50; менее заинтересованные (например, заместитель председателя комитета по труду Андрей Исаев) считают, что времени, скорее всего, не хватит.

Другие кодексы, ожидающие Думу Трудовой и Налоговый. Вокруг Налогового кодекса (первая, общая часть действует; вторую, про конкретные налоги, еще предстоит принять) в последнее время кипели страсти. Правительство внесло в Думу поправки к первой части Налогового кодекса, существенным образом ухудшавшие положение налогоплательщиков (презумпция виновности и прочие радости). Налогоплательщики, узнав о грозящей опасности, громко завопили, их вопли достигли ушей членов бюджетного комитета, и комитет решил поправки пока не рассматривать, а прежде заняться рассмотрением второй части кодекса. В этой части ничего ужасного для налогоплательщиков вроде бы нет; напротив, есть даже разные пироги и пышки, вроде постепенной отмены налогов с оборота и снижения ставки подоходного налога. Что касается Земельного кодекса, то в согласительную комиссию, которая работает над этим бедным документом, поступило заключение из администрации президента с 87 поправками, главная мысль которого состоит в том, что в своем нынешнем виде (с ограничениями на куплю-продажу земли) проект кодекса противоречит конституции.

* * *

Еще одно дело, которое предстоит Думе, утвердить председателя правительства (старый "путинско-касьяновский" кабинет, как и положено по конституции, ушел в отставку). У вступившего в должность президента в принципе есть три недели на раздумья о главе кабинета, но мало кто сомневается, что Путин уже выбрал, и никто в том, что Дума утвердит любого кандидата с первого раза.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4317, 11  м а я  2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[ В Интернете вып. с 20.05.2000 ]