ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Горизонты и тупики
налоговой реформы

Реформирование налоговой системы и снижение фискального бремени многие экономисты провозглашают одной из важнейших задач в экономической сфере. Эта идея постепенно пробивает себе дорогу в высших эшелонах власти. В начале мая в пользу сокращения налогов на 20% выступил министр по налогам и сборам Александр Починок, аналогичные предложения выдвинуты Центром стратегических разработок, готовящим программу для новых российских властей.

Задача уменьшения налогов объективно назрела уже давно. Многократно говорилось, что действующая система пополнения казны порождает немалые злоупотребления, препятствует экономическому росту, ставит предпринимателей в неравные условия, снижает "прозрачность" отечественной экономики (значительная часть предпринимателей смирилась с убеждением о невозможности выплачивать налоги в полном объеме и изобретает различные схемы ухода от налогов). Многим бизнесменам приходится вести непрерывный "торг" с органами власти по поводу размеров выплат, вовлекаясь в "группу поддержки" местных администраций и отраслевых ведомств. Следствием этого становятся "олигархизация" крупных предпринимателей, рост коррупции среди государственных чиновников. Все прожекты снижения налогов неизбежно завершаются казусами и провалами. Так, инициативы правительства Примакова, предлагавшего ввести налог с продаж и снизить налог на добавленную стоимость, были реализованы лишь "наполовину": субъекты экономики оказались обременены новым налогом, а ставка НДС осталась на прежнем уровне. Вечной проблемой остается и неспособность государства реформировать систему налогообложения фондов заработной платы. Несмотря на определенный риск, схемы по обналичиванию средств и сокрытию реальных размеров оплаты работников представляются руководителям предприятий куда более выгодными, нежели использование установленной законом процедуры. Как полагает Александр Починок, от уплаты налогов в полном объеме уклоняется не менее 30% населения России. Данные социологических опросов подчас еще менее утешительны для правительства.

У новой власти есть все основания заняться наконец долгожданным снижением налогового бремени. Это вполне отвечает интересам Владимира Путина, если он намерен обеспечить "прозрачность" финансовых потоков, ввести экономическую жизнь страны в цивилизованное русло, уменьшить коррупцию внутри государственного аппарата. Идея снижения налогов может рассчитывать и на поддержку части российских бизнесменов и предпринимателей, уставших от постоянного риска попасться на занижении налогов и от вытекающего отсюда подспудного чувства вины.

Однако, как показывает опыт предыдущих попыток реформирования налоговой системы, глава государства и цивилизованная часть российского бизнеса могут оказаться единственными силами, готовыми отстаивать идею кардинального изменения нынешней налоговой системы.

Казалось бы, российское правительство объективно заинтересовано в изменении нынешней ситуации, порождающей тотальное нарушение налогового законодательства. Но многочисленные обещания чиновников пересмотреть ее приводили к незначительным изменениям, мало отражавшимся на положении налогоплательщиков. К более рискованным шагам кабинет министров готов не был. Очевидно, психологическая адаптация к снижению налогов (если оно состоится) займет не один день. Следствием этого в течение некоторого времени будет серьезное сокращение платежей в бюджет. Теоретически у исполнительной власти есть возможность "заткнуть дыры" например, за счет роста поступлений от экспортных пошлин. Но особого блеска в глазах чиновники при разговорах о снижении налогов пока не наблюдается. Не случайно даже без пяти минут премьер Михаил Касьянов еще недавно критически отзывался о планах сокращения фискального бремени. Кроме того, в Кремле и Белом доме сознают, что, выведя налоговые платежи из "тени", исполнительная власть рискует лишиться рычагов давления на политических оппонентов и их спонсоров. Не в восторге от снижения налогов могут оказаться и контролирующие органы, "коммерциализация" которых (получение взяток в обмен на "широко закрытые глаза" в ходе инспекций, организация "заказных" проверок и т.п.) ни для кого не секрет.

Законодательные органы тоже не проявляют энтузиазма по отношению к планам снижения налогов, которые при "неблагоприятном" сценарии ограничивают лоббистские возможности депутатов всех политических ориентаций. Существуют и идеологические ограничители: так, идея равномерного распределения фискального бремени и отказа от порождающего серьезные злоупотребления прогрессивного подоходного налога в ее нынешнем виде малопривлекательна для коммунистов, объявляющих себя защитниками беднейших слоев населения. Вряд ли твердую поддержку снижение налогов получит от Совета Федерации. Уменьшение налоговых ставок сократит губернаторам поле административного произвола и лишит их возможности "торга" с местными финансистами и промышленниками, в котором различного рода уступки обмениваются на политическое и спонсорское содействие.

Вовсе не очевидно, что проект уменьшения налогов будет принят предприятиями и банками. Нынешние фавориты федеральных и местных властей предпочли бы сохранить сегодняшнюю ситуацию, эксплуатируя неспособность конкурентов найти общий язык с государственными чиновниками.

Более того, западные кредиторы, под давлением которых российские власти нередко шли на либерализацию экономической политики, тоже не могут быть отнесены к числу сторонников налоговой реформы. Насколько известно, Международный валютный фонд считает, что решение о снижении налогов может быть принято лишь после радикального сокращения государственных расходов. Однако рациональных оснований рассчитывать, что правительство по доброй воле пойдет на уменьшение расходов (а если это произойдет относительно бесконфликтно согласится впоследствии на уменьшение доходной части бюджета), сегодня практически нет.

Все это не означает, что ожидать снижения налогов в принципе не следует. Если идея облегчения фискального пресса овладеет умами высших российских руководителей (прежде всего Владимира Путина), ее осуществление теоретически возможно. Политические предпосылки для этого: поддержка президента населением, готовность Думы и Совета Федерации в течение ближайших месяцев действовать в фарватере исполнительной власти сегодня существуют. Вопрос же, хватит ли у исполнительной власти желания и воли обойти многочисленные "подводные камни" и наконец разрубить гордиев узел или все ограничится дальнейшей кодификацией налогового законодательства, внесением в него косметических изменений, остается пока открытым.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4318, 18  м а я  2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[ В Интернете вып. с 22.05.2000 ]