СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Губернаторы:
бунт на коленях

Региональные лидеры надеются минимизировать свои
потери от "централизаторских" проектов Путина

Начинания Владимира Путина по реформированию региональной политики имеют очевидный политический смысл. Перед новоизбранным президентом явно маячила угроза того, что члены Совета Федерации в скором времени могут попытаться использовать верхнюю палату как рычаг давления на Кремль. Сенаторы, конечно, вряд ли стали бы полноценной оппозиционной силой, но "попортить кровь" новой власти, если она не захочет прислушиваться к голосу губернаторов, у них было достаточно возможностей.

Предпринятые президентом шаги: выдвижение проекта реорганизации СФ, установления процедуры увольнения губернаторов, учреждение федеральных округов стали превентивным ударом по региональным лидерам. Ограничить потенциал губернаторов предполагается путем их "отсечения" от Москвы в случае утверждения путинских проектов они окажутся "замкнуты" на президентских полпредов и утратят часть имеющихся у них в столице политических и лоббистских рычагов.

Узок круг
критиков президента

17 мая, в течение одного дня, Владимир Путин сумел несколько раз указать сенаторам на их подчиненную роль. Сначала члены СФ были публично унижены при обсуждении кандидатуры нового генерального прокурора: утверждение на эту должность Владимира Устинова сопровождалось нарушением установленной юридической процедуры, странными маневрами исполнительной власти (см. "РМ" N4318). Благодаря этому Устинов сумел избежать каких-либо обязательств перед региональными лидерами, которых, по сути, "поставили перед фактом". Затем к Владимиру Путину были вызваны несколько губернаторов и глав республик, которых лишь "уведомили" о проектах Кремля по ограничению полномочий руководителей региональных администраций. Наконец вечером Путин "через голову законодателей" обратился к населению, попросив избирателей о поддержке при проведении через парламент проектов, нацеленных на ограничение прав губернаторов.

Члены Совета Федерации оказались перед выбором "прогнуться" под давлением президента, начать открытое сопротивление или попытаться "удушить Путина в объятиях".

Об однозначной поддержке Кремля заявили немногие региональные лидеры например, Михаил Прусак (Новгород), с подачи которого несколько месяцев назад общественному мнению была впервые представлена сама тема ужесточения политики центра по отношению к регионам. В числе других губернаторов, однозначно поддержавших предложения Путина, Анатолий Ефремов (Архангельск), Дмитрий Аяцков (Саратов), Александр Черногоров (Ставрополь), Валерий Сударенков (Калуга), Иван Скляров (Нижний Новгород).

Лужков

Пойти на открытый конфликт с федеральным центром готовы немногие региональные лидеры. Во второй половине года более чем в 30 регионах должны пройти губернаторские выборы, и главы администраций серьезно заинтересованы в поддержке из Москвы. В такой ситуации открытая фронда вряд ли была бы уместной, поэтому круг критиков президента оказался довольно узок: президент Ингушетии Руслан Аушев, мэр Москвы Юрий Лужков. По мнению Лужкова, предложения президента противоречат конституции. Мэр Москвы подчеркнул, что СФ в последние годы стал "неким стабилизатором, успокоителем тех протуберанцев, которых порождает Дума". Вопросы о смещении губернаторов Лужков предлагает решать в судебном порядке. Весьма прохладной была реакция столичных властей на назначение полномочным представителем президента в Центральном округе Георгия Полтавченко. Более осторожно, но все же достаточно критически высказались Иван Шабанов (Воронеж), Евгений Михайлов (Псков), Николай Федоров (Чувашия).

Третья категория региональных лидеров попыталась использовать особенно изощренную тактику: поддержать Кремль, но одновременно попытаться откорректировать самые радикальные предложения Путина. Наиболее заметным игроком в этом лагере оказался кемеровский губернатор Аман Тулеев: по его мнению, нынешние принципы формирования Совета Федерации следует сохранить, однако для пресечения противоправной деятельности глав региональных администраций следует отказаться от распространения на них депутатской неприкосновенности.

К этому же лагерю могут быть причислены Егор Строев (Орел), Вячеслав Позгалев (Вологда) Валентин Цветков (Магадан), Игорь Фархутдинов (Сахалин), Виктор Толоконский (Новосибирск), Анатолий Лисицын (Ярославль) председатель комитета по законодательству СФ Сергей Собянин. Все они демонстрируют понимание мотивов, подвигших Путина на последние шаги, но предлагают внести коррективы в подготовленные Кремлем законопроекты.

Ярославский губернатор Анатолий Лисицын, высоко оценив начинания Путина, попытался повлиять на выбор президентом кандидатов в полномочные представители. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" 17 мая он призывал назначить на эти посты "людей, которые знают и понимают, что такое экономика, что такое региональные взаимоотношения, что такое специфика региональной жизни". Назначенные на следующий день после выступления Лисицына полпреды вряд ли подпадают под такое определение.

Интересной тактики придерживается президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Он предлагает в дополнение к реформированному Совету Федерации создать при президенте совет глав субъектов РФ, который будет собираться раз в несколько месяцев. Характерно, что сам Шаймиев выступает в российских СМИ в поддержку планов Кремля, однако власти Татарстана все же избегают полной солидаризации с "централизаторскими" планами. Не случайно лояльный Шаймиеву руководитель Государственного совета республики Фарид Мухаметшин занял гораздо более жесткую позицию, по существу смыкаясь с лагерем Аушева и Лужкова. Как заявил Мухаметшин, Татарстан не согласится с ограничением его прав. Тему несоответствия республиканских законов федеральным Мухаметшин считает надуманной. По его утверждению, по многим направлениям формирования социально-ориентированной рыночной экономики Татарстан ушел в сравнении с другими регионами далеко вперед, что и побудило местные власти на самостоятельные шаги в законотворческой деятельности.

Зная традиционную осторожность региональных лидеров при обсуждении острых политических вопросов, было бы трудно ожидать, что часть губернаторов не предпочтет "спрятать голову в песок", выжидая, "кто кого". Так случилось в целом ряде субъектов Федерации. Интересно, что подконтрольные местным властям СМИ в некоторых национальных республиках (Башкортостан, Мордовия), информируя о предлагаемых Путиным новшествах, воздержались от каких-либо комментариев. Предпочитают отмалчиваются не только традиционно пассивные сенаторы, но и такие "звезды" российского политического небосклона, как, например, Евгений Наздратенко и Александр Лебедь.

Кнут и пряник
для губернаторов

Как показывает первая реакция сенаторов на инициативы Путина, сегодня губернаторы не составляют единой политической силы, способной противостоять "централизаторским" планам Москвы. При должной настойчивости Кремль имеет возможность добиться одобрения своих планов как Государственной Думой, так и Советом Федерации. Ситуация напоминает конец 1993 г., когда беспрецедентная жесткость, проявленная при подавлении выступления оппозиции, оказалась вполне эффективной акцией устрашения: региональные лидеры на несколько лет отказались от попыток принимать участие в политической борьбе на федеральном уровне. Это, правда, еще не дает гарантий того, что Путин сумеет закрепить за собой политическую инициативу, а новая реформа не выдохнется, как это происходило со многими прошлыми новациями.

Даже если сенаторы "проглотят" внесенный президентом пакет законопроектов, это еще не будет означать "заката" губернаторов как активных игроков в политической жизни страны. Наряду с "кнутом" Путин предложил главам администраций несколько "пряников". Первый, пока довольно туманный и не оформленный в законопроектах, поддержка идеи отказа от формирования половины состава Государственной Думы по партийным спискам. Этот шаг может серьезно усилить позиции региональных элит в нижней палате парламента. Второй, более близкий к реализации, предоставление губернаторам права увольнять глав органов местного самоуправления мэров городов и руководителей районных администраций. Прежняя, отстаивавшаяся еще Анатолием Чубайсом схема, основанная на ограничении власти губернаторов с помощью местного самоуправления, теперь снята с повестки дня, и главы областей и республик получают широкие возможности для административного давления на руководителей муниципальных образований, в союзе с которыми нередко находятся оппонирующие губернаторам элитные группы.

ВЛАДИСЛАВ САХАРЧУК


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4319, 25  м а я  2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[ В Интернете вып. с 26.05.2000 ]