ПУТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

24 мая исполнилось 60 лет со дня рождения Иосифа Бродского:

В ОБЪЯТИЯХ КНИГИ

Беседа с Михаилом Лемхиным

Бродский

        Мысль о выставке пришла в голову директору музея Нине Поповой. Некоторое время ушло на поиски спонсоров (теперь их у нас несколько), и вот появилась возможность развернуть всю книгу от начала до конца можно сказать, что экспозиция это имитация книги. Мне важно было показать книгу именно целиком, так как это не альбом фотографий, а связное повествование, из которого странно было бы давать отрывочные цитаты. Я бы сказал, что по жанру это фотопоэма, поэтому отдельные строчки не имеют смысла, как бессвязные слова. Я не хочу, чтобы фотографии были сами по себе, они должны стоять на месте, быть уместны ведь для меня это речь. Я хочу передать некое настроение, передать свое отношение к Иосифу и к городу, который является городом Иосифа в той же степени, что и моим.

В Ы С Т А В К А
23 мая 5 июля 2000 г.
МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ ФОНТАННЫЙ ДОМ
(Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 34)
Михаил Лемхин
ФРАГМЕНТЫ
186 черно-белых фотографий из книги
«Joseph Brodsky, Leningrad: Fragments»

       Героев здесь на самом деле два это Бродский и мой взгляд на город. На эту тему я собираюсь сделать доклад на конференции, которая в эти дни будет проходить в редакции журнала "Звезда". Кроме того, это мой Ленинград, воспринятый через стихи Бродского. Я был его современником, что-то я видел и одновременно читал у него, восприятие сливалось, и не всегда можно отличить, где тут мое отношение, а где эхо его стихов. Например, фотография на обложке там, где два мужика в ватниках подстригают липы на стрелке Васильевского острова, сделана в том же году, когда написано стихотворение "Садовник в ватнике, как дрозд...", и, тем не менее, это не связанные вещи. Просто я видел ту же реальность, что и он.

       С другой стороны, реальность эта все же преломлялась через его стихи. Отношение к современнику у нас совсем иное, чем к классику. Я не имел в виду иллюстрировать стихи Бродского или его биографию, (хотя соотнесения, конечно, есть). Лик Горгоны появляется и в стихах, и на фотографии, но я сознательно взял не ту Горгону, что в стихах, не на мосту, а на ограде Летнего сада. Эти стихи, звучащие в моей голове, весьма существенная часть моих воспоминаний о Ленинграде. Я тоже эмигрант, а это стихи человека, вынужденного покинуть родину; каждый вычитывает в поэте-современнике то, чего не сказал сам. Фотографии сознательно перемешаны хронологически мне важно было показать развитие характера, развитие воспоминаний. Но есть вещи, реально связанные с судьбой Иосифа, например, еврейское кладбище, где похоронены его родители (и мой отец тоже); и одно из первых стихотворений Бродского называется "Еврейское кладбище около Ленинграда". Есть и дом Иосифа, его парадная, его окно но я помню вид из этого окна, это опять же не иллюстрация, а мое воспоминание...

ТАТЬЯНА ВОЛЬТСКАЯ


Санкт-Петербург


©   "Русская мысль", Париж,
N 4319, 25  м а я  2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...  "); //// -->      
[ В Интернете вып. с 28.05.2000 ]