ПУТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ |
Два года назад в Нью-Йорке, в издательстве "Фарар, Штраус и Жиру", вышла книга фотографа, прозаика и журналиста Михаила Лемхина "Иосиф Бродский, Ленинград: фрагменты". Эта книга без слов, состоящая из портретов поэта и его города, книга пронзительная и музыкальная, должна, кажется, быть настольной книгой каждого, кто способен любить и чувствовать петербургскую культуру вообще и поэзию Бродского в частности. В Америке она была встречена множеством хвалебных рецензий в таких изданиях, как "Нью-Йорк таймс", "Бостон глоб" или "Сан-Франциско экзамайнер", то же самое можно сказать и о Европе. И в России книгу тепло приветствовали, но до широкой известности все-таки еще далеко.
Хотя нью-йоркское издательство готово предоставить желающим все материалы, попытки издать книгу в России пока остаются безуспешными. А жаль кому, как не нам, эти замечательные фотографии нужнее всего? И вот, словно в утешение по поводу того, что книги Лемхина сегодня нет в магазинах, 23 мая в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открылась выставка часть проекта, посвященного 60-летию поэта. Все 186 листов альбома, увеличенных и обрамленных, окружают нас, так что мы словно оказываемся в объятиях книги о Бродском и Ленинграде. Говорит Михаил Лемхин:
Мысль о выставке пришла в голову директору музея Нине Поповой. Некоторое время ушло на поиски спонсоров (теперь их у нас несколько), и вот появилась возможность развернуть всю книгу от начала до конца можно сказать, что экспозиция это имитация книги. Мне важно было показать книгу именно целиком, так как это не альбом фотографий, а связное повествование, из которого странно было бы давать отрывочные цитаты. Я бы сказал, что по жанру это фотопоэма, поэтому отдельные строчки не имеют смысла, как бессвязные слова. Я не хочу, чтобы фотографии были сами по себе, они должны стоять на месте, быть уместны ведь для меня это речь. Я хочу передать некое настроение, передать свое отношение к Иосифу и к городу, который является городом Иосифа в той же степени, что и моим.
В Ы С Т А В К А |
Героев здесь на самом деле два это Бродский и мой взгляд на город. На эту тему я собираюсь сделать доклад на конференции, которая в эти дни будет проходить в редакции журнала "Звезда". Кроме того, это мой Ленинград, воспринятый через стихи Бродского. Я был его современником, что-то я видел и одновременно читал у него, восприятие сливалось, и не всегда можно отличить, где тут мое отношение, а где эхо его стихов. Например, фотография на обложке там, где два мужика в ватниках подстригают липы на стрелке Васильевского острова, сделана в том же году, когда написано стихотворение "Садовник в ватнике, как дрозд...", и, тем не менее, это не связанные вещи. Просто я видел ту же реальность, что и он.
С другой стороны, реальность эта все же преломлялась через его стихи. Отношение к современнику у нас совсем иное, чем к классику. Я не имел в виду иллюстрировать стихи Бродского или его биографию, (хотя соотнесения, конечно, есть). Лик Горгоны появляется и в стихах, и на фотографии, но я сознательно взял не ту Горгону, что в стихах, не на мосту, а на ограде Летнего сада. Эти стихи, звучащие в моей голове, весьма существенная часть моих воспоминаний о Ленинграде. Я тоже эмигрант, а это стихи человека, вынужденного покинуть родину; каждый вычитывает в поэте-современнике то, чего не сказал сам. Фотографии сознательно перемешаны хронологически мне важно было показать развитие характера, развитие воспоминаний. Но есть вещи, реально связанные с судьбой Иосифа, например, еврейское кладбище, где похоронены его родители (и мой отец тоже); и одно из первых стихотворений Бродского называется "Еврейское кладбище около Ленинграда". Есть и дом Иосифа, его парадная, его окно но я помню вид из этого окна, это опять же не иллюстрация, а мое воспоминание...
ТАТЬЯНА ВОЛЬТСКАЯ
Санкт-Петербург
© "Русская мысль", Париж,
N 4319, 25 м а я 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 28.05.2000 ] |
|
|