СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Натиск по всем направлениям

Пока еще не поздно


Цель президента Путина закрепить мартовский успех на выборах, создать в стране управляемый режим с верной и преданной "исполнительной вертикалью".

Оказались неверными предсказания о том, что с избранием Путина наступил "конец истории" и политика "прекратила течение свое". По крайней мере пока.

Президент производит бурный натиск по всем направлениям: продолжает "мочить в сортире" чеченских боевиков (которых, однако, как было, так и остается "три-четыре тысячи" против ста с лишком тысяч российских военных); представляет в Думу проект сокращения налогов, сравнимый по радикальности только с тем, что предлагало "Яблоко"; шокирует украинцев мечтаниями о возобновлении "кровосмешения" России с Украиной; "строит" зарвавшихся региональных феодалов и покушается на их депутатскую неприкосновенность; "наезжает" на медиа-империю Гусинского; перекраивает административную карту России в соответствии с прожектом Жириновского и на манер древней Персидской империи; хочет перенести центр управления в ранее декоративный Совет безопасности; планирует ввод российского миротворческого контингента в Сьерра-Леоне и, как говорят, даже собирается учредить "путинскую аристократию" (проект создания Госсовета с пожизненным членством).

В принципе действительно нужно ковать железо, пока есть "харизма" и нефтедоллары. Через полтора-два года, если серьезных улучшений в стране не произойдет, если в Приморье по-прежнему будут отключать электричество, на Камчатке и Сахалине вымирать от холода, если в Чечне будет длиться партизанская война, "харизма" выдохнется. А к тому времени и мировые цены на нефть упадут.

В худшем для Путина случае вслед за "харизмой" может испариться и легитимность: ведь получил он 26 марта все-таки не 52,94%, а едва 48 а второго тура не проводил. Бюллетени на этот раз (в отличие от 1996 г.) вроде бы не сожжены, при сильном народном недовольстве кому-то может захотеться их еще раз пересчитать...

В настоящее время дармовых нефтедолларов поток которых начал валиться на Россию еще при Примакове и достиг пика при Путине хватает и на войну в Чечне, и на повышение пенсий, и еще кое-что остается на отдых номенклатуры на канарах и багамах.

Для налоговой реформы сейчас вообще впервые сложилась благоприятная обстановка: есть и нефтедоллары, за счет которых казна может пережить временное, но неизбежное в результате реформы сокращение налоговых поступлений, есть и воля президента (способного, кстати, заставить приближенных немножко поэкономить за счет канаров).

Когда мировые цены на нефть упадут (а уже несколько упали), налоговую реформу будет проводлить поздно. Налоговая реформа или сейчас, или уже никогда.

Ремонт федерации и усмирение ханов и губернаторов вообще лучше было начать на следующий день после выборов в Государственную Думу, или на следующий день после отречения Ельцина, или на следующий день после "старого" Нового года. Но лучше поздно, чем никогда, да и пока еще не поздно.

Менее полезные для страны, но любезные Путину начинания тоже тактически верно проводить, пока есть нефтедоллары в казне, покорность, надежды и даже отчасти любовь к президенту в гражданах. Когда ни нефтедолларов, ни любви, ни надежд не останется, ханы могут начать шантажировать (как они шантажировали дедушку Ельцина), а солдаты могут отказаться идти в поход на Сьерра-Леоне.

Кадровое наполнение натиска

Короля играет свита. Как многократно и всеми отмечалось, активная "свита" Путина состоит из трех частей: клиенты "семьи" и "олигархов" со шлейфом устойчивой репутации коррупционеров (руководитель президентской администрации, премьер, генпрокурор, министр внутренних дел и т.д.); личные выдвиженцы Путина с преимущественно гебистским или военным прошлым (секретарь Совета безопасности, часть замов руководителя администрации, окружные наместники, а также думские "медведи в ливреях"); и, наконец, либеральные экономисы, в большинстве своем связанные с Чубайсом (один вице-премьер, министр экономического развития, еще пара министров, один окружной наместник, сам шеф "ЕЭС России", а также не связанный с Чубайсом Илларионов).

Есть два основных объяснения численного и качественного преобладания клиентов "семьи": зависимость "слабого" президента и кадровый голод, не позволяющий ему сразу отказаться от услуг "семейной" команды. Возможно, что в тех или иных пропорциях имеют место обе причины.

Но как бы то ни было, успех "натиска" зависит как всегда в России от кадров.

Либералов используют по специальности (а не "забивают микроскопом гвозди", как можно было бы ожидать от оратора, призывающего к "мочению в сортире" и "кровосмешению"). То, что налоговой реформой ведают они, внушает осторожный оптимизм.

С другой стороны, провинциальные гебисты, неудачливые вояки, "медведи" и "медведицы" придают Путину и его реформам отчетливый запах заранее предрешенного краха по "закону Черномырдина" ("хотели как лучше, а получилось как всегда"). Депутат-пессимист Юлий Рыбаков называет режим и реформы Путина вообще "фашизмом" и "сталинизмом", но натиск на "Медиа-Мост", признаться, выглядит скорее как полковничье головотяпство, чем как пролог кровавой диктатуры (на пролог больше похожа Чечня).

У "семейных" же клиентов у всех как одного мозги и руки настроены хотя и не на головотяпство, но и не на какие-то там "реформы" хоть толковые, хоть бестолковые. У этих весь пар начатых энергично преобразований может уйти в свисток.

ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4320, 01 июня 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...       
[ В Интернете вып. с 01.06.2000 ]