СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

НЕДЕЛЯ КОНСОЛИДАЦИИ

«Единый»
консервативный центр

Май стал месяцем переломным. Путинская власть сформирована, во всяком случае ее первый вариант, и начала действовать. А остальные субъекты политики вынуждены трансформировать свои формы и действия в соответствии с новой ситуацией, которую создает власть.

Похоже, что период партийного плюрализма в России на данном историческом этапе подходит к концу. Пришел новый президент, сторонник строгих правил, и в саду началось наведение "порядка". Вслед за федеративной системой Путин взялся за упорядочивание политической. Ведь для того, чтобы ее можно было именовать многопартийной, вполне достаточно двух-трех партий, занимающих Шойгу отведенные им ниши. После того, как еще в конце февраля, на учредительном съезде движения "Единство", президент намекнул на желательность подобной модели, стало ясно, что ее воплощение не за горами.

Российская номенклатура восприняла прогноз Путина в соответствии с традициями прежних наказов типа "цели определены, задачи поставлены, за работу, товарищи!". За прошедшие годы представители "партии власти" или, проще говоря, "партии номенклатуры" претерпели ряд реинкарнаций. В 1993 г. эта структура называлась Партия российского единства и согласия (ПРЕС) во главе с С.Шахраем. В 1995 г. Ельцин подарил статус "партии власти" движению "Наш дом Россия" (НДР) во главе со своим полуофициальным преемником В.Черномырдиным. Затем главы субъектов создали новый вариант "партии номенклатуры" под названием "Вся Россия", которую возглавил губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. Но и она повторила прежнюю ошибку, поторопившись с определением кандидатуры, на которую надлежит делать ставку. После выборов Яковлеву пришлось публично каяться в своей причастности к блоку Примакова и Лужкова. Хуже ситуация у НДР. В пору формирования избирательных блоков уже практически безнадежному движению Черномырдина было предложено вступить в блок "Единство", но Черномырдин, в частности благодаря настояниям Владимира Рыжкова, предпочел сохранить самостоятельность.

И вот теперь НДР все же вступает в "Единство", но уже на условиях полной капитуляции. Рыжкова на съезде, в отличие от Черномырдина, не было. Кроме НДР, соучредителями новой партии стали ПРЕС, "Вся Россия", Русская социалистическая партия (РСП), "Народно-патриотическая партия" (НПП) и, конечно, движение "Единство". Из прежних соучредителей "Единства" тест на политическое выживание в битве с номенклатурой прошли лишь опытные "афганцы" НПП Франца Клинцевича. Остальные же полегли в аппаратных боях.

Главная интрига съезда была заключена в выступлении самого долгожданного гостя съезда Владимира Путина. Не секрет, что статус "партии, поддерживающей власть", и "партии власти" существенно различается, особенно для чуткой к таким нюансам номенклатуры. И понятно, что ее прежние партийные реинкарнации потянулись в "Единство" только по той причине, что предвкушали его переход из первого состояния во второе. Именно поэтому в Государственный Кремлевский дворец съехалось столько губернаторов, включая вездесущего Дмитрия Аяцкова, которые ждали главного выступления.

Однако речь президента повергла делегатов в уныние. Выслушав все предыдущие речи, Путин изящно подытожил: "Я думаю, правильно, что вы не хотите быть партией власти". Красиво, ничего не скажешь. Ведь не возразишь, что, мол, президент ничего не понял, а все как раз наоборот. Путин продолжил тему, заявив, что "попытки создания партии власти были, но они не проросли корнями, ведь к власти всегда стремятся прислониться те, кого к ней нельзя подпускать на пушечный выстрел". Конкретизировать намек было излишне. На Черномырдина было жалко смотреть, потому что съезд напоминал санкционированную свыше публичную казнь его прежнего правительства.

Точки над "i" расставил лидер фракции "Единства" Борис Грызлов. Он объявил, что "процесс создания партии не имеет общего с коммерческими слияниями". Членство в ней будет только индивидуальным, и вступлению в "Единство" должен предшествовать выход из любых прочих политических организаций. В структуре партии наличествуют политсовет, занимающийся "стратегическими вопросами", исполком, который создан для решения организационно-хозяйственных проблем, и наблюдательный совет с неопределенными функциями. Излишне говорить, что именно на эту "политическую пенсию" и проводили Черномырдина. Председателем наблюдательного совета был избран Шойгу. Тот самый Шойгу, который единогласно был переизбран лидером партии. Оригинальная политическая конструкция, в которой председатель наблюдательного совета будет "наблюдать" за действиями лидера партии в своем же лице, выглядит слишком уж экзотичной и реализованной не от хорошей жизни.

На самом деле переизбрание Шойгу в качестве лидера было вынужденным. Уйдя в наблюдательный совет, он должен был освободить место для нового лидера, коим должен был стать сам Путин. Именно под него была создана эта верхушечная должность. Однако, как и следовало ожидать, здравомыслящий Путин от подобной чести отказался, и министру МЧС пришлось затыкать своим телом обе дыры.

На этом съезд и завершился. Единая консервативная партия образована, а что до ее дееспособности... Делегатом от Санкт-Петербурга был небезызвестный "герой белодомовского мятежа" 1993 г. Илья Константинов, многолетний соратник "национал-патриота" Сергея Бабурина. Вряд ли креатура представителя "Единства" в "северной столице" столь безразлична для коренных питерцев Путина и Грызлова. Значит, колоритное и очень специфическое получается лицо российского "консерватизма".

ИГОРЬ ДМИТРИЕВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4320, 01 июня 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...       
[ В Интернете вып. с 01.06.2000 ]