СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Стремление государства взять под контроль ситуацию в российском сегменте Интернета не новость. Впервые это было обнаружено официальными лицами пару лет назад, когда появились первые проекты законодательног регулирования сети. Тогда же состоялась встреча с деятелями Рунета и Владимира Путина, заверившего сетевиков, что никаких шагов в области регулирования Интернета без согласований с общественностью не предполагается.
После вступления Путина в должность обсуждение путей "упорядочивания" Рунета и роли государственных органов в этом процессе резко активизировалось. Теме правового регулирования в использовании Сети было посвящено два крупных мероприятия "круглый стол" и парламентские слушания. Однако, если от интернет-общественности в них участвовали крупные сетевые деятели, авторы и руководители проектов, то государственные структуры были представлены лишь чиновниками второго эшелона.
Интернет-деятели настаивали на том, что необходимости во введении госрегулировании для Сети не существует. Представители властных структур, напротив, убеждали, что оно необходимо. Исключение представляло лишь министерство по налогам и сборам. Его представитель Александр Иконников сообщил, что в сфере налогообложения в России действует самое демократичное законодательство по отношению к интернет-технологиям. В соответствии с ним налогообложению подлежат отрасли, обеспечивающие деятельность Интернета, а потребители, работающие с Сетью, налогов за деятельность в Интернете не платят. И действующего законодательства вполне достаточно для того, чтобы регулировать отношения с сетевыми компаниями.
Позиция других ведомств наиболее точно охарактеризована ведущим обозревателем сетевой тематики Настик Грызуновой. По ее мнению, их точка зрения сводится к элементарной формуле "зарегулировать насмерть". Представители министерства печати упорно продолжают настаивать на том, что каждый веб-сайт, если его аудитория превышает тысячу человек, должен рассматриваться как СМИ и проходить процедуру лицензирования в Минпечати. По идее замминистра печати Андрея Романченко, к СМИ относятся и сетевые магазины, которые тоже должны получать лицензию его министерства.
Министерство связи вновь подтвердило свое намерение заняться регулированием Интернет-адресации в зоне Ru единолично. Единственная новость, прозвучавшая в его сообщении, это обязательство защищать права владельцев торговых марок и ввести запрет на регистрацию в качестве доменов имен "известных людей". Для лоббирования такого рода намерений у Минсвязи теперь появились конкретные основания: на днях выяснилось, что один из пользователей российского сегмента Интернета зарегистрировал на свое имя несколько сотен доменных имен, в их числе и те, которые могли бы служить адресами известных компаний.
Тем не менее представители сетевых структур считают, что со всеми проблемами российского интернета вполне можно разобраться без вмешательства государства. Их позиция была четко сформулирована представителем Российского центра информационных технологий Михаилом Зотовым: "Год назад с помощью ТАСИС и на средства Европейского союза была проведена большая исследовательская работа о том, нужно ли принимать в России специальное законодательство, посвященное Интернету. Вывод экспертов, привлеченных ТАСИС, гласил: нет, это делать нецелесообразно. Поэтому та частота и настырность, с которой идея принятия закона об Интернете входит в наши головы, должна быть осуждена раз и навсегда... Этот закон поступит в Думу, где его будут обсуждать депутаты, к примеру, из горной Кабардино-Балкарии, которые, возможно, никогда в жизни Интернета не видели, но они-то среагируют на маргинальные явления в Интернете. И мы имеем шанс получить закон о том, что Интернет нельзя, потому что там присутствует детская порнография".
Российские дискуссии проходили на фоне обсуждения проблем сетевой безопасности и возможностей государственного регулирования Интернета на парижской встрече стран членов "большой восьмерки". Специалисты отмечают, что мотивы, подводящиеся под концепцию государственного контроля над Сетью на Западе и в России, различны принципиально. Западу пришлось пережить целый ряд связанных с Сетью катаклизмов и почувствовать уязвимость сетевой экономики и жизни в Интернете. В России ничего подобного не было. Попытки введения госрегулирования российского сегмента Сети направлены вовсе не на обеспечение сетевой безопасности, а на реорганизацию системы регистрации доменных имен и обеспечение контроля за свободой слова.
Между тем, по оценкам сетевых экспертов, российский Интернет сегодня находится в уникальной ситуации. По результатам последних опросов более 30 миллионов россиян знают, что такое Интернет, и хотят в нем работать. При сопоставлении графика прироста пользователей Интернета с графиком прироста пользователей сотовых телефонов выясняется, что они практически совпадают, хотя экономический барьер перед выходом в Интернет в 10 раз выше, чем при приобретении сотового телефона. Это означает, что российское население готово к восприятию и использованию преимуществ нового информационного пространства.
Попытки навязать Сети внешний контроль равнозначны отказу от новых, предоставляемых ею возможностей. Они приведут лишь к тому, что уже возникшее отставание России от Запада в этом отношении через несколько лет усугубится.
Не исключено, что эти доводы останутся гласом вопиющего в пустыне. В кругу сетевых деятелей поговаривают о том, что "круглые столы" и всевозможные слушания на самом деле вовсе не имеют целью реального влияния интернет-деятелей на ситуацию с законодательством о Сети. а направлены на имитацию обсуждения этих проблем. Государственное регулирование Интернета открывает идеологические и финансовые, возможности и перед властями, и перед отдельными чиновниками.
Вопрос в том, будут ли у новой власти желание и силы от этого соблазна отказаться.
КСЕНИЯ КОРНЕЕВА
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4320, 01 июня 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 01.06.2000 ] |
|
|