ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Есть ли у инвесторов
права в России?

Для преодоления экономического кризиса российская промышленность остро нуждается в инвестициях. По расчетам специалистов "ЕЭС России", только этой компании в ближайшие пять лет потребуется 25 млрд долларов. Без этих средств Россия рискует уже в 2005 г. столкнуться с дефицитом электроэнергии. Инвестиции нужны нефтяникам, газовикам, металлургам всем. Есть три реальные источники инвестиций государственные средства (то, что принято называть бюджетом развития), средства российских компаний и граждан, средства иностранных инвесторов. Если говорить о государственных средствах, то реально они появились лишь в нынешнем году, после того как был преодолен бюджетный кризис и доходы государства превысили его расходы. К удивлению многих экономистов за время, прошедшее с финансового кризиса 1998 г., наряду с ростом промышленного производства наблюдался и рост частных российских инвестиций в промышленность. В соответствии со всеми законами экономики они были направлены в самые рентабельные отрасли экономики, туда, где ожидался самый большой рост прибылей. Но отрасли с невысокой рентабельностью, с большими сроками возврата средств по-прежнему испытывают недостаток инвестиций.

Иностранные инвесторы, говоря о своем интересе к экономике России, постоянно говорят, что одно из главных (среди множества других) препятствий на пути иностранных инвестиций в Россию незащищенность инвестора. В руководстве России понимают важность этой проблемы. Можно вспомнить встречу Владимира Путина с крупными немецкими предпринимателями в начале нынешнего года, на которой и.о. президента заявил о важности вопроса о защите прав инвесторов.

На прошлой неделе в российских газетах появились различные варианты программы "Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года", подготовленной по заданию Путина Центром стратегических разработок Германа Грефа. Одним из первых пунктов в этой программе стоит гарантия прав частной собственности. Правда, речь в программе идет главным образом о защите от нецивилизованной национализации собственности. Между тем иностранные инвесторы больше говорят о нарушениях со стороны владельцев и менеджеров компаний, в которые они вложили деньги.

Инвестор желает управлять

Существует три основных права, которыми обладают инвесторы, купившие акции предприятия: право на участие в управлении предприятием, право на получение доли прибыли через дивиденды и право на часть имущества при ликвидации предприятия.

Права инвесторов на участие в управлении предприятием подвергаются наиболее скандальным из всех нарушений. Один из последних примеров события на кемеровском предприятии "Кузнецкие ферросплавы". Довольно крупный пакет акций этого металлургического предприятия принадлежит югославским предпринимателям. До недавнего времени они вполне мирно уживались с менеджерами комбината, однако в начале этого года между ними, похоже, пробежала кошка. Тогда югославы решили ввести в совет директоров акционерного общества трех своих представителей. Однако им было в этом отказано, поскольку в представленных документах, как утверждает пресса, не были указаны отчества претендентов.

Другой довольно громкий случай, о котором уже писала "РМ", события вокруг Качканарского горно-обогатительного комбината. Группе акционеров, которые хотели провести совет директоров этого предприятия, отряды милиции просто не давали проехать в Качканар. А особо активному немецкому акционеру на всякий случай намяли бока.

Кроме этих способов, есть еще множество других невысылка документов по почте, перенос места собрания в другое помещение или вообще в другой город, махинации с реестром акционеров, ограничения на присутствие на собрании числом голосов и пр.

Еще одним нарушением прав на управление предприятием можно считать размывание доли акций мелкого инвестора. Как правило, основные владельцы предприятия принимают решение об увеличении числа акций, которые распространяются среди узкого круга инвесторов (а в итоге контролируются теми же, кто принял решение о выпуске акций). В результате доля инвесторов сокращается, и они уже получают значительно меньшие дивиденды, да и в случае продажи акций теряют средства. Последний пример такого рода попал на прошедшей неделе на страницы американской прессы. Нефтянойя концерн "Сургутнефтегаз" в начале нынешнего года принял решение об обмене своих акций на акции одноименного нефтедобывающего предприятия. Мелкие акционеры добывающего предприятия сочли предложенный вариант обмена невыгодным для себя и обратились в Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ) с просьбой не регистрировать документы по этой сделке. Иностранных инвесторов поддержал и руководитель ФКЦБ Дмитрий Васильев. Однако он вынужден был уйти в отставку, а новый руководитель Игорь Костиков утвердил сделку. Обиженные акционеры заявили, что в результате в выигрыше оказались менеджеры компании, которые контролировали значительную часть акций.

Сходная история случилась и с нефтяной компанией ЮКОС. На протяжении полутора лет ее руководители вели борьбу с компаниями, принадлежащими американскому миллионеру Кеннету Дарту. В ЮКОСе тоже хотели выпустить дополнительные акции, но компании Кеннета Дарта организовали в российских средствах массовой информации шумную компанию по разоблачению ЮКОСа. В итоге руководители ЮКОСа и представители Дарта сумели найти общий язык и договорились о продаже акций. Но, как признают сами руководители ЮКОСа, вся эта история нанесла репутации нефтяного концерна серьезный ущерб на Западе.

Инвестору нужна прибыль

Нарушение прав на получение прибыли не менее распространено, чем нарушение прав управления, но проходит гораздо тише. Нередко предприятия выплачивают дивиденды своим акционерам, однако размеры выплат оказываются просто несравнимыми с различными накладными расходами предприятий. Их руководители могут тратить средства на представительские расходы, жить и питаться за счет предприятия, вкладывать деньги в добровольное страхование собственных жизней и пр. Другой способ изменение устава предприятия, например, с сокращением доли прибыли, идущей на выплаты по привилегированным акциям. Так, в апреле арбитражный суд Москвы признал незаконным подобное решение, принятое собранием акционеров компании "Транснефть" (100% голосующих акций которой принадлежит государству). В 1999 г. в устав были внесены изменения, по которым сумма чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов владельцам привилегированных акций, снижалась с 10 до 0,03% прибыли.

От невыплат дивидендов страдает и государство. И от государственных пакетов акций в 1998 г. было получено лишь 1,3 млрд. руб. А ведь государству все еще принадлежит почти 40% промышленности России.

И все же главный способм, нарушающий права инвесторов на прибыль, сокрытие прибыли. Арсенал средств здесь самый разнообразный проведение расчетов через дочерние компании-посредники, увод прибыли в оффшорные зоны, проведение бартерных сделок по произвольным ценам и т.п. От сокрытия прибыли страдают не только инвесторы, но и само государство, которое не может получить налоги на прибыль. Причем российская финансовая отчетность оказывается столь запутанной и непрозрачной, что установить сокрытие прибыли огромный и почти безнадежный труд.

Последнее право инвестора

Об осуществлении прав на имущество в случае банкротства предприятий можно сказать, что до этого, как правило, просто не доходит. Вот уже полтора года прошло с тех пор, как фактически началась процедура банкротства в Инкомбанке, и до сих пор еще не выплачены деньги частным вкладчикам. Что уж говорить об акционерах банка, чья очередь по закону пятая. К тому времени, когда реально начинается процедура банкротства, оказывается, что большая часть активов, которые можно было бы продать, уже исчезла, и акционеру остается лишь списать свои вложения по статье "чистые убытки". Но трудно ожидать законопослушания от граждан в стране, где само правительство относится к собственным долгам довольно свободно: после кризиса августа 1998 г. многие известные политики, выступая в СМИ, говорили, что не стоит России платить по долгам. Дескать, иностранные инвесторы и без того хорошо нажились на России.

Проблема защиты прав инвесторов одна из принципиальных задач для привлечения иностранных инвестиций. Конечно, как только в России промышленность начнет давать прибыль, сюда потечет капитал. Но первыми всегда приходят спекулятивные деньги, а они уходят с той же легкостью, как и приходят. Серьезные вложения требуют и серьезных гарантий. Но сложность проблемы состоит в том, что она многогранна, затрагивает многие аспекты юридические, организационные, психологические. Тем не менее все их надо решать, чтобы сдвинуть экономику страны.

АНВАР АМИРОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4320, 01 июня 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...       
[ В Интернете вып. с 01.06.2000 ]