РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

 

«Я слушаю музыку»

Беседа с художником Александром Васильевым

АВасильев

Вы делаете костюмы и декорации для оперы и балета, в основном волшебно-исторические постановки. Чем вас привлекает этот жанр?

Я люблю и хорошо знаю историю моды, мне интересно самому воссоздавать костюмы XVI, XVIII или XIX века для сцены, однако это не просто повторение костюма, например, елизаветинского времени у театрального и особенно балетного костюма есть свои законы построения. Мне лично ближе всего эстетика позднего Ренессанса, свойственное ей богатство цветов и фактур. Средние века меня не так интересуют слишком сухо.

Когда вас приглашают оформить спектакль, вы сами выбираете концепцию его художественного решения, или вам ее предлагает постановщик?

Раньше, когда у меня было меньше опыта, я должен был убеждать постановщиков согласиться с моими идеями. Сейчас у меня есть имя, свой стиль, и если меня приглашают работать над спектаклем, то знают, чего ожидать.

Не хотелось бы вам поработать на драматической сцене?

Нет. Создание костюмов для драматического спектакля требует более тонкого психологического разбора каждого персонажа, а так как я работаю в разных странах, здесь встает вопрос чужого языка.

Собираетесь ли вы делиться опытом с молодыми художниками?

Как раз сейчас меня пригласили работать в один из московских университетов на кафедру теории и менеджмента моды. Думаю начать в следующем учебном году.

В 1998 г. появилась ваша книга "Красота в изгнании". Есть ли у вас новые проекты?

Я заканчиваю книгу, посвященную истории русской моды, которая будет называться "150 лет русской моды в фотографиях", о том, как развивался стиль и менялась женская и мужская одежда в России с 1850 по 2000 год, а что касается моей книги "Красота в изгнании", то она была переведена на английский язык и в этом году будет опубликована в Нью Йорке в издательстве "Абрамс".

Вы много внимания уделяете истории русской моды, хорошо ее знаете, собираетесь создать музей моды в России. Как вы думаете, когда зрители смогут его увидеть?

Не могу вам сказать. Я собрал огромную коллекцию исторических костюмов, отреставрировал их (часть из них была представленна на проходившей недавно в Париже выставке, посвященной русскому костюму), и мне хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее. Ни в Москве, ни в Петербурге такого музея никогда не было. Однако в России, похоже, никто не заинтересован в создании музея моды музея, которым могла бы гордиться любая столица мира.

Вы занимаетесь также историей русской сценографии. Что здесь кажется вам особенно интересным?

Мне очень близки традиции объединения "Мир искусства", в которых, в общем, я и работаю. В начале XX века русское искусство было известно на Западе в основном благодаря театральным постановкам, проходившим в рамках "Русских сезонов" в Париже. Бакст, Сомов, Бенуа эти художники задавали тон театральным декораторам всей Европы. Жаль, что сейчас эта традиция утеряна, нет больше "русской школы декораторов".

Над каким спектаклем вы сейчас работаете?

Сразу над несколькими. Меня пригласили в Рижский театр оперы и балета ставить "Щелкунчика", "Лебединое озеро" во Фламандском балете и в театре оперы и балета в Самаре, потом я еду в Токио ставить "Даму с камелиями".

С чего вы начинаете работу над спектаклем?

Я слушаю музыку.

ЗИНАИДА ЮРОВСКАЯ


Париж


©    "Русская мысль", Париж,
N 4320, 01 июня 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...    
[ В Интернете вып. с 05.06.2000 ]