РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

 

Возрожденные звоны

В Москве снова зазвучали колокола

В 1995 году "Русская мысль" (N4075) опубликовала статью "Московский звонарь" о Константине Константиновиче Сараджеве человеке с "необычайным даром и трагической Сараджев судьбой". Сегодня с его именем связаны события, открывшие новую страницу в истории русского искусства.

Немного напомним.

В 20-х годах Константин Сараджев звонил в Москве на колокольне старой церкви св. Марона в Замосковоречье. Слушать его собиралось огромное количество людей. Приходили известные музыканты, композиторы. Это был не просто церковный перезвон, а удивительные колокольные импровизации, которые сам Сараджев называл "колокольными симфониями". От природы Сараджев обладал феноменальным слухом. В каждой ноте он слышал 243 звука, а в октаве 1701. Его слух изучали ученые, но приборы часто переставали фиксировать, а ухо Сараджева продолжало слышать все новые и новые обертоны. "Я различал в природе значительно, несравненно больше звучаний, чем другие: как море сравнительно с несколькими каплями. Много больше, чем абсолютный слух слышал в обычной музыке", писал ое.

Родился Константин Сараджев в Москве. Его родители были музыканты: отец известный дирижер, профессор Московской консерватории Константин Соломонович Сараджев, мать незаурядная пианистка, ученица Рахманинова.

Еще в раннем детстве Константин Константинович собирал маленькие колокольчики, развешивал их на перекладине стула и, ударяя по ним, долго вслушивался в их уходящее звучание. Он играл на рояле, на скрипке, но все инструменты казались ему фальшивыми. Абсолютно чистым был только звук колокола. Впоследствии в Пушкинском Доме была найдена рукопись Сараджева, где он записал нотное звучание 317 звуковых спектров (обертоновых рядов) самых крупных колоколов всех московских церквей, монастырей и соборов (всего 295 колоколен и звонниц). Эта работа была опубликована в 1977 г. в ежегоднике "Памятники культуры Новые открытия".

Анастасия Ивановна Цветаева была в молодости дружна с Сараджевым и слышала его звон. Она написала о нем повесть "Сказ о звонаре московском", которая была опубликована в 1977 г., имела ошеломляющий успех и несколько раз переиздавалась.

В 30-х годах звон Сараджева услышали приехавшие в Россию американцы и пригласили его на гастроли в Гарвард. Туда он привез набор своих колоколов, и для них была построена специальная колокольня. Но мечтой его жизни было создание в России светской звонницы, чтобы исполнять на ней колокольные сочинения. Но в то время в России шли гонения на религию, церкви ломали, а колокола сбрасывали и переплавляли. Сараджев пытался доказать, что колокол это музыкальный инструмент и является национальным сокровищем, но все было тщетно. Колокольный звон в России надолго умолк. Сараджев потерял возможность заниматься любимым делом, тяжело переживал происходящее. 42 лет от роду он умер, так и не осуществив свою мечту.

Прошло много лет. За эти годы многое изменилось в России. И наконец мечта Сараджева начала осуществляться. В мае 2000 г. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и Ассоциация колокольного искусства России объявили об открытии концертной звонницы в Москве и о концерте колокольной музыки, посвященном столетию со дня рождения К.К.Сараджева. Состоялась и конференция "Музыка колоколов и колокольни России".

Из многих городов приехали звонари и ученые, занимающиеся колокольным звоном. Уральские, воронежские, минские умельцы изготовили и привезли колокола для новой московской звонницы. Конференцию открыл ученый и искусствовед Юрий Пухначев (Москва). В своем сообщении "Слово о Сараджеве" он рассказал о личности, жизни и творчестве "звонаря московского", а также о колоколах и колокольном звоне. Об искусстве К.Сараджева и о перспективах развития колокольной музыки говорил председатель Ассоциации колокольного искусства Александр Ярешко (Саратов). Ровно в полдень докладчик прервал свой рассказ и попросил присутствующих спуститься к новой звоннице, построенной на территории Андроникова монастыря, где были подвешены новые колокола.

Александр Ярешко открыл концерт колокольной музыки. Молодые звонари Андрей и Наталья Дьяковы (Архангельск), сестры Татьяна и Светлана Пьянковы (Саратов) исполнили как свои импровизации, так и традиционные церковные звоны. В концерте приняли участие и детские хоры из различных городов России. Они пели под аккомпанемент колоколов. Публики все время прибавлялось: на завораживающий звон колоколов, раздававшийся на всю округу, в ворота монастыря стекался народ. По окончании концерта под открытым небом научная конференция продолжилась. С докладами выступали музыковеды из Саратова, Санкт-Петербурга, Ростова Великого. Содержание докладов история колоколов, музыкально-философское осмысление звука колокола, искусство колокольного звона. Затрагивалась даже тема колоколов и звонов в русских народных пословицах и поговорках. Рассказывалось и о различных национальных разновидностях колокола. С докладами выступили и сами звонари профессиональные музыканты с консерваторским образованием.

Интересным было сообщение о последних годах воскрешения колокольного звона в России. Усилиями энтузиастов как их называют, "колоколистов" около десяти лет назад была создана Ассоциация колокольного искусства. Сейчас она действует более чем в 50 регионах России. Ее представители занимаются изучением колокольного звона, историей колоколов, создают школы звонарей, пишут книги, записывают пластинки и диски колокольной музыки, 17 августа проводят в Ярославле ежегодный фестиваль колокольного искусства. Их стараниями стали широко известны имена замечательных русских звонарей, таких, как Иван Данилов и Владимир Петровский (Архангельск), Игорь Коновалов (Москва), Юрий Юрьев (Суздаль). В Москве сейчас многие хорошо знают имя молодого звонаря и композитора Павла Маркелова, окончившего Гнесинский музыкальный институт, некоторые свои сочинения он посвятил памяти Константина Сараджева. Нельзя не отметить также роль музея им. Андрея Рублева и энергию руководителя отдела древнерусской музыки Татьяны Ладышевской, много сил отдавшей открытию новой московской звонницы.

В заключение конференции прозвучали стихи, посвященные Константину Константиновичу Сараджеву "великому музыканту, гению и безумцу, предсказавшему, что музыка колоколов в России никогда не умолкнет".

НАТАЛЬЯ ПОПОВА


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4320, 01 июня 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...       
[ В Интернете вып. с 05.06.2000 ]