ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ |
В конце мая появились признаки завершения того этапа в деятельности исполнительной власти, когда правительственные чиновники могли почивать на лаврах поддержки избирателей и роста экспортных поступлений, избегая хоть сколько-то серьезной активности. Кабинет министров предпринял попытку подступиться к одному из самых важных и самых болезненных преобразований налоговой реформе. Попытка это далеко не первая и, возможно, не последняя. Принятие радикальных решений неизбежно сопряжено с ущемлением интересов отдельных "групп давления", что рано или поздно стимулирует конфликты внутри властных органов. Следствием этого может стать крах иллюзорной политической стабильности и возобновление войны всех против всех внутри исполнительной власти.
Подготовленные Минфином и одобренные кабинетом министров предложения весьма существенны, хотя и отнюдь не бесспорны. Наиболее громкие инициативы отказ от прогрессивного подоходного налога и установление единого социального налога. В первом случае кабинет министров предпринимает попытку переломить нынешнюю ситуацию, при которой малообеспеченные слои населения относительно исправно платят налоги по ставке в 12%, в то время как высокооплачиваемые категории служащих, не желающие платить по более высокой ставке (в ряде случаев достигающей 35%), предпочитают укрывать от официального учета большую часть поступлений. В результате, по оценкам экспертов, эта категория плательщиков делится с государством не более чем 5-6% своих реальных доходов. Хотя не очевидно, что установление единой ставки на уровне 13% дисциплинирует всех граждан (среди экономистов широко распространено мнение, что развращенные за последние годы обеспеченные налогоплательщики готовы отдавать в казну не больше 5-6%), ожидания правительства от установления относительно честных правил игры весьма велики. Но такая мера может встретить серьезное недовольство со стороны думской оппозиции, ибо внешне выглядит как ущемление прав малообеспеченных граждан, которых уравнивают с богатыми.
Вторая инициатива предполагает отказ от нынешней схемы взимания сборов в четыре внебюджетных фонда (пенсионный, а также фонды занятости, социального страхования и медицинского страхования) и замену их единым социальным налогом. Правда, серьезного снижения отчислений не предполагается. Намерение правительства взять под свой контроль социальные выплаты, ограничив самостоятельность внебюджетных фондов, встречает серьезное недовольство и у самих фондов, и у руководства профсоюзов. На минувшей неделе глава Федерации независимых профсоюзов России несколько раз заявлял, что запланированные правительством меры лишат россиян социальной защиты. Правда, есть и другое объяснение поведения ФНПР: профсоюзные чиновники хотели бы сохранить доступ к средствам из внебюджетных фондов. В любом случае ФНПР, которая в последние месяцы почти не заявляла о себе (после повышения мировых цен на нефть правительство расплатилось с бюджетниками и пенсионерами, что положило конец масштабным акциям социального протеста), попыталась извлечь из планов кабинета министров максимум возможного. 31 мая профсоюзы организовали в Москве митинг с критикой намерений ввести единый социальный налог, акции протеста прошли и в других городах. 1 июня на заседании правительства Шмаков, не получив поддержки, обратился с угрозой обратиться за содействием к депутатам Государственной Думы.
Кабинет министров встал перед выбором. На фоне триумфа в Думе путинских законопроектов, касающихся реформирования федеративных отношений, налоговые планы правительства могут встретить в парламенте прохладный прием. Есть риск, что депутаты (особенно если президент и премьер четко не заявят своей позиции) попытаются компенсировать моральные издержки, связанные с поддержкой недавних инициатив Путина, на налоговых проектах. К тому же законодатели могут рассчитывать на поддержку самых разных "элитных" групп нынешняя ситуация широкого игнорирования установленных налоговых ставок устраивает очень многих (см. "РМ" N 4318). Велико и сопротивление планам правительства компенсировать падение поступлений, связанное с снижением налогов, увеличением ставок акциза на бензин.
В начале июня появились первые признаки разногласий в правительстве по этому вопросу. В то время как Минфин во главе с Алексеем Кудриным настаивает на скорейшем принятии поправок (тем более что с их учетом предполагается верстать проект бюджета на следующий год), в социальном блоке правительства вовсе не в восторге от планов "молодых реформаторов". Председатель Думы Геннадий Селезнев сообщил, что по просьбе вице-премьера Валентины Матвиенко обсуждение налоговых инициатив кабинета министров в Думе отложено. Если эти действия будут поддержаны Михаилом Касьяновым, это может привести к первому серьезному кризису внутри кабинета министров. Тем более что в руках у критиков Кудрина есть еще один козырь: в вину "молодым реформаторам" может быть поставлен подготовленный ими заведомо непопулярный проект, предусматривающий увеличение пенсионного возраста.
КОНСТАНТИН СИМОНОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4321, 08 июня 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 07.06.2000 ] |
|
|