РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

«Власть сильнее тогда,
когда она пользуется
моральным авторитетом...»

Михаил Горбачев лауреат премии имени о.Александра Меня

Эта международная, а вернее, немецко-российская премия была учреждена вскоре после смерти о.Александра усилиями Католической академии, находящейся в окрестностях Штутгарта, в маленьком городке Хоэнхайм, и ее ректора о.Гебхарта Фюрста, по приглашению которого в мае 1990 г., незадолго до своей гибели, о.Александр Мень побывал в Германии и выступил с докладом в этой академии. Премия присуждается за вклад в сближение между народами в сфере культуры, за личный вклад, как подчеркнула, сделав особое ударение на слове "личный", Екатерина Гениева, выступая в Штутгарте 30 июня. В прошлые годы лауреатами этой премии были Катинка Дитрих ван Беринг, основавшая Институт Гете в Москве, Лев Копелев, Чингиз Айтматов и другие.

В 2000 г. премия была впервые присуждена не писателю, философу или ученому, но политику М.С.Горбачеву. На вопрос, почему премию получил именно Горбачев, ответить нетрудно. Для немцев Горбачев фигура символическая, здесь он феноменально популярен как человек, давший Германии возможность объединиться, "благословивший" разрушение Берлинской стены и "открывший новую эру" в истории Европы. Не случайно Ганс-Дитрих Геншер, долгие годы бывший министром иностранных дел ФРГ (сначала Западной, Горбачев а затем и объединенной Германии), принявший участие во вручении премии и выступивший с похвальным словом (laudatio) в честь Горбачева, вспомнил слова нынешнего лауреата: "Дайте нам открыть новую страницу", сказанные им в 1986 г. во время их первой личной встречи.   [На снимке. М.С.Горбачев, Е.Ю.Гениева и о. Георгий Чистяков во время церемонии вручения премии им. о. Александра Меня.].

По мнению Геншера, Горбачев "нашел в себе силы и имел мужество разрушить старые границы и вырваться из плена стереотипов", но, главное, сумел установить в отношениях между Востоком и Западом атмосферу доверия. Вообще слово "доверие" в речи Геншера, которая была полна ссылок на философов и историков, звучало как ключевое.

И, наверное, Геншер прав. Горбачев, который сначала был просто "красным", а затем стал "розовым" (ныне "социал-демократом"), Горбачев, который так и не начал экономических реформ внутри страны, при всем этом был всегда открыт в психологическом плане. И не только по отношению к Западу, но и внутри страны, ибо именно в эпоху Горбачева с каждой неделей наступали и развивались позитивные перемены, слабела и отменялась цензура, исчезали разнообразные запреты, упрощались процедуры и так далее. И хотя нам тогда все время хотелось большего, забывать о том, что сделал Горбачев, сегодня было бы нечестно и выглядело бы простою неблагодарностью.

Понятно, почему немцы выбрали лауреатом Горбачева. Но почему он, лауреат множества разнообразных премий и обладатель десятков, если не сотен, дипломов, получил премию имени о.Александра Меня?

В ноябре 1989 г. итальянский журнал "Сабато" опубликовал интервью, которое взял у о.Александра Лучо Брунелли. "Встреча с Папой, говорит о.Александр в этом интервью, имея в виду первую встречу Горбачева с Иоанном Павлом II, может дать импульс огромному процессу в социальной и религиозной жизни. Ведь Михаил Горбачев первый кремлевский лидер, решительно и радикально изменивший религиозную политику". Из напечатанного в "Сабато" интервью становится ясно, что о.Александр ценил в Горбачеве смелость и открытость, готовность идти на нестереотипные шаги. В этом смысле, наверное, можно говорить о том, что Горбачев достоин премии его имени.

Выступая в Штутгарте, Горбачев рассказал о своей последней встрече с Папой, которая имела место всего за три дня до вручения ему премии 27 июня, когда он приехал в Рим для участия в презентации книги покойного кардинала Агостино Казароли, первого католического прелата, познакомившегося с генсеком ЦК КПСС. Горбачев рассказал, что во время их последней беседы Папа "многократно и настойчиво повторял, что центральный вопрос сейчас заключается в том, чтобы Европа дышала обоими легкими".

По словам Горбачева, Иоанн Павел II говорил с ним об этом сначала наедине, а потом уже при всех сопровождавших его коллегах. Прощаясь, он повторил снова: "Не забывайте об этом... Европа должна дышать двумя легкими".

Для Горбачева, который, вероятно, никогда не задумывался о проблемах межконфессионального диалога и христианского единства, это означает прежде всего, что Европа не должна жить в условиях "холодной войны", в том числе и в религиозной сфере. Представляется чрезвычайно важным, что Горбачев светский человек, который не пытается казаться верующим, считая своим долгом вести сегодня борьбу за предотвращение рецидивов "холодной войны", надеется в этом на помощь христиан. И в сущности напоминает нам, христианам, о нашей ответственности за психологическую атмосферу в мире.

Горбачев рассказал об ассамблее "Зеленого Креста", в которой он принимал участие, и о том, как люди говорили: "огромные надежды, которые были у нас на окончание "холодной войны", во многом не оправдались". По мнению Горбачева, это очень страшно, ибо в мире сегодня "начались новые геополитические игры". Что он имел в виду, станет понятно, если вспомнить, что свое выступление Горбачев начал с заявления о том, что в России признаками власти считаются "уверенный сильный голос, крепкая рука, репрессии". "Я не признаю этого, воскликнул президент СССР и продолжил: Я считаю, что власть сильнее тогда, когда она пользуется моральным авторитетом".

Далее он заявил: "То, как мы жили и что мы делали в XX веке, должно быть отброшено. В XXI столетие, в будущее мы должны взять только науку, культуру и искусство, а также то, что достигнуто в отношениях между людьми, но не ставку на силу". В этой связи он назвал Александра Меня и Андрея Сахарова среди тех, кто "является живыми ориентирами, камертонами для всех нас". С точки зрения Горбачева, в основе отношений между людьми сегодня должны лежать "гуманизм, открытость, сотрудничество, а главное решать все через многообразие мира".

Нельзя не отметить, что Горбачев не готовил своего выступления заранее. Во время церемонии он внимательно слушал все, что говорилось с трибуны, делал записи на программке, которую дали каждому из присутствующих, и построил свою речь в виде импровизации, в ответ на сказанное предыдущими ораторами.

"Многообразие это наше богатство. Только тот, кто хочет историческим бульдозером ходить по странам, может мечтать о единообразии, сказал он, скорее всего, мысленно продолжая тот разговор, что состоялся у него с Папой. Все это было в эпоху коммунистических режимов... Давайте не повторять то, что было".

И закончил тем, что заявил о необходимости "не навязывать новому поколению те стандарты и те привычки, которые воспитал в нас XX век и из которых мы сами никак не можем вырваться". Ясно, что сегодня Горбачев не может и не будет претендовать на какие бы то ни было государственные посты и, в общем, уже перестал быть политиком. Но ясно и то, что к его мнению нельзя не прислушиваться, ибо ту огромную власть, что Горбачев получил в свои руки после смерти Черненко, он все-таки отдал сам, не развязав гражданской войны, на что, вероятно, его многие толкали.

Горбачев после отставки и, более того, после ухода с политической арены Бориса Ельцина это совсем не тот генсек, а потом президент, которого мы привыкли видеть с телевизионных экранов. Это уже не политик, сначала смело начавший перемены, а затем пытавшийся как-то удержать и направить в какое-то русло, как ему казалось, лучшее, обрушивающуюся с каждым днем ситуацию, сегодня это много переживший и много передумавший человек, давно уже говорящий только то, что он думает, что он передумал за все эти годы.

Свящ. ГЕОРГИЙ ЧИСТЯКОВ


Штутгарт Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4325, 06 июля 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...   ... 
[ В Интернете вып. с 06.07.2000 ]