ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ |
На прошлой неделе российское правительство отказалось от части своих намерений в сфере приватизации нефтяных компаний. 5 июля министр имущественных отношений Фарит Газизуллин сообщил, что правительство не намерено в ближайшее время продавать принадлежащие государству 19,6% акций компании "Славнефть". Не стоит пока ожидать и конкурса по "Роснефти". Единственной крупной приватизационной сделкой станет летом реализация госпакета акций оренбургской компании ОНАКО.
Внешне отсрочка продажи "Славнефти" выглядит вполне рационально. Хотя благодаря повышению мировых цен на энергоносители привлекательность нефтяной отрасли в глазах потенциальных покупателей возрастает, в России пока не наблюдается заметного оживления инвестиционной активности. Вследствие этого продажа госсобственности возможна лишь по заведомо заниженным ценам. К тому же правительство сейчас не испытывает острой нужды в срочных инъекциях в бюджет: налоговых поступлений хватает для обеспечения текущих расходов, угроза суверенного дефолта после компромисса с Лондонским клубом также отошла на второй план.
Однако похоже, что, отложив конкурс по "Славнефти", правительство руководствовалось не экономическими, а политическими соображениями. Если бы продажа госпакета проводилась летом, самым вероятным покупателем стала бы Тюменская нефтяная компания и стоящая за ней "Альфа-груп". Отказ от открытого конкурса переносит борьбу за контроль над "Славнефтью" в кулуары, где "Альфе" противостоит "Сибнефть" Романа Абрамовича, поддерживаемая президентом "Славнефти" Михаилом Гуцериевым. По оценкам экспертов, у "Сибнефти" не было необходимых средств для победы на открытом конкурсе. В ее интересах затягивание приватизации. За это время можно укрепить собственные позиции в руководстве "Славнефти", накопить дополнительные ресурсы для покупки акций госкомпании и попытаться нейтрализовать претензии ТНК. Не случайно в конце июня представители владеющих крупным пакетом акций "Славнефти" тюменцев не были допущены в совет директоров госкомпании, а президент "Славнефти" Михаил Гуцериев в беспрецедентно жесткой форме объявил войну ТНК.
Отказ от конкурса по "Славнефти" ставит под сомнение искренность намерений кабинета министров в сфере приватизации. Приняв решение в пользу "Сибнефти", исполнительная власть дает основания подозревать ее в намерении продолжить продажу "лакомых кусков" госсобственности приближенным финансистам по сценарию 1996 года. Получается, что "олигархи" сначала должны быть вознаграждены за свое усердие в поддержке Путина и лишь затем "равноудалены".
Правда, остаются в силе планы кабинета министров продать 85% акций ОНАКО: условия конкурса должны быть объявлены в ближайшие дни. Известно, что виды на оренбургскую компанию имеют такие нефтяные гиганты, как "ЛУКойл" и ЮКОС. Сейчас стороны зондируют возможность объединения усилий: "ЛУКойл" заинтересован в приобретении нефтеперерабатывающих мощностей ОНАКО (Оренбургский НПЗ), в то время как ЮКОС рассчитывает на нефтедобывающие предприятия, предполагая перерабатывать сырье на собственных заводах в Самарской области. Если "ЛУКойл" и ЮКОС договорятся, то особой конкуренции в ходе конкурса по ОНАКО ожидать не следует, что наверняка снизит стоимость продаваемого госпакета.
КОНСТАНТИН СИМОНОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4326, 13 июля 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 12.07.2000 ] |
|
|