СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

runet
РУНЕТ
Как работать
в сетевых изданиях?

Еще год назад представить, что телевидение будет цитировать информацию сетевого издания, было практически невозможно. О самом факте существования интернет-изданий было осведомлено весьма небольшое количество граждан. Основной массе читателей, с виртуальным миром соприкасающихся не слишком часто, интернет-изданиями представлялись электронные версии обычных бумажных СМИ. Таковые уже год назад имели почти все крупные оффлайновые газеты и журналы: иметь свой сайт в Интернете уже тогда считалось делом престижным. Между тем высокой посещаемостью сетевые версии традиционных СМИ похвастаться не могли. Не слишком вырос спрос на них в Сети и сейчас.

Причины этого вполне объективны. Информация на сайтах бумажных СМИ практически ничем не отличается от их первоисточников, однако многие материалы их электронных версий доступны лишь сетевым подписчикам изданий. Причем подписка на сетевую версию зачастую стоит гораздо дороже бумажного издания в розничной продаже. К примеру, при стоимости газеты "Коммерсант-дейли" в 5-6 рублей в зависимости от места распространения (т.е. 150-180 руб. в месяц) ежедневное знакомство с ее материалами в Сети обойдется пользователю в 30 долл., примерно в пять раз дороже бумажной версии. Деловая газета "Ведомости" тоже ограничивает доступ к части своих материалов: подписка на полгода на элетронную версию газеты стоит 29 долларов. Не выкладывает в Сеть полную версию "Московский комсомолец" и целый ряд других изданий. В результате их сетевые варианты выглядят урезанными, неполноценными и малопривлекательными для пользователя Интернета. Кроме того, если большинство читателей деловых изданий имеют доступ к Сети и свободная публикация там всех материалов действительно может привести к снижению интереса к бумажной версии газеты, то у массовых изданий типа "Московского комсомольца" аудитория совершенно иная. И ей гораздо проще купить газету в киоске или подписаться на нее на почте.

Еще одна причина не слишком высокой популярности сетевых версий бумажных СМИ состоит в том, что их создатели практически не используют специальные возможности Сети, к примеру, ссылки по теме статьи. Даже на сайте популярного издания "Коммерсант-Власть", помимо версии журнала, последние восемь номеров которого даются в открытом доступе, из чисто сетевой информации можно найти лишь приложение из ссылок на различные политические, экономические и культурные сайты ближнего и дальнего зарубежья. Что, с одной стороны, вещь в целом безусловно полезная, так как дает возможности для собственного поиска, но с другой этот поиск не имеет никакого отношения к тематике конкретной статьи.

В этом смысле издания, изначально создававшиеся в качестве сетевых проектов, обладают значительным преимуществом. Практически в каждом из них к статьям прилагаются ссылки по теме либо статьи содержат внутренние ссылки на материалы по указанной тематике. Чаще всего это ссылки на статьи, опубликованные по указанной теме внутри данного конкретного издания, но бывают (в основном в статьях и комментариях) ссылки и на материалы, появлявшиеся в других сетевых изданиях. Это делает сетевые издания весьма полезным источником информации: к примеру, на сайте "Лента.Ру" путем путешествия по ссылкам можно отследить едва ли не всю историю второй чеченской войны по цитатам из высказываний ее участников. Главная же особенность, повышающая спрос на сетевые издания, непрерывность их работы. Офлайновая газета выходит ежедневно, в таком же режиме обновляется информация на ее сайте. Сетевое издание публикует новости по мере их поступления, а комментарий на происшедшее событие в большинстве из них можно прочесть всего несколько часов спустя. Так, к примеру, выступление В.Путина с посланием Федеральному Собранию, которое состоялось в полдень 8 июля, уже к 5 часам пополудни не только появилось в Сети, но было откомментировано "Газетой.Ру" и "Сми.Ру". Подобная оперативность значительно повышает посещаемость сетевого издания: чтобы ознакомиться с новой информацией, читатель заходит на сайт по нескольку раз в день.

В то же время завоеванная сетевыми СМИ популярность, по мнению некоторых редакторов интернет-изданий, отнюдь не способствует развитию сетевой журналистики. "Журналистская же практика собственно сетевых СМИ убога. Она быстро ограничилась адаптацией продуктов издательской деятельности, исключив вещание и саму идею изобретательства чего-то нового, оригинального. Корреспондент, как в оф-лайновой газете, "собирает материал", месит пальцами клаву и сдает (по e-mail или http) редактору заметку", констатировал шеф-редактор "Русского дедлайна" Р.Макаров, выступая в рубрике "Трибуна", появившейся в рамках еженедельного обозрения интернет-сайтов, которое ведет в "Русском журнале" Иван Давыдов.

"Бюджеты сетевых СМИ не предусматривают статьи расходов на создание собственно сетевых жанров журналистики. Хотя это вовсе не лишено смысла. Ведь существуют, например, совершенно разнящиеся технологии репортажа в печати, на радио и на телевидении. Интернет способен создать свой. Необходимо осознание индустриальности процесса", утверждает Р.Макаров, приглашая сетевых издателей к дискуссии. Однако в то, что она продолжится, пока не слишком верится. Сейчас между сетевыми СМИ идет жесточайшая конкурентная борьба за читателя, однако оружие в этой борьбе не изобретательство новых жанров, а баннерная реклама на тех площадках Рунета, которые способны приносить поставку посетителей.

КСЕНИЯ КОРНЕЕВА


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4327, 20 июля 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...   ... 
[ В Интернете вып. с 19.07.2000 ]